Маленький брат: Планета под одеялом

Обнаружена самая маленькая из известных экстрасолнечных планет, которая вдобавок вращается вокруг обычной солнцеподобной звезды. Она всего втрое больше Земли и, возможно, на ней есть океан воды.

Для астрономов, изучающих экстрасолнечные планеты, найти хотя бы одну размерами аналогичную Земле, чрезвычайно важно — хотя бы потому, что именно на таких планетах (и вряд ли на легко детектируемых газовых гигантах) может (или могла когда-то) существовать внеземная жизнь.

И вот довольно близкая по размерам находка сделана — благодаря классической технике гравитационного линзирования, которую мы уже описывали вкратце, рассказывая об исследовании других далеких планет (читайте, например, об обнаружении целого «двойника» нашей Солнечной системы: «Дом-2»). На сей раз эта техника позволила обнаружить планету MOA-2007-BLG-192Lb, всего в 3,3 раза крупнее Земли. Некоторые ученые уже высказали мнение, что она должна обладать сравнительно толстой атмосферой, а возможно — и водным океаном.

В принципе, астрономам известна еще более мелкая планета, но она вращается вокруг пульсара — нейтронной звезды, порождающей сверхмощные выбросы радиации, гибельные для всего живого. Зато MOA-2007-BLG-192Lb находится близ обычной, спокойной звезды — скорее всего, она относится к коричневым карликам. Радиус вращения планеты близок к радиусу Венеры. При этом яркость звезды в 3000−1000000 раз слабее Солнца, так что верхние слои атмосферы этой планеты наверняка холоднее, чем поверхность Плутона.

Однако ученые считают, что толстая атмосфера действует, как пуховое одеяло, сохраняя саму планету достаточно теплой. Дополнительный подогрев обеспечивает и активность планетного ядра. Все эти гипотезы позволили сделать даже предположение о том, что на планете присутствует океан жидкой воды — ключевое условие для возникновения жизни (по крайней мере, в тех формах, в которых мы ее знаем).

Еще больше ясности в поиск экстрасолнечных планет должен внести новый орбитальный телескоп James Webb, готовящийся к запуску в 2013 г. Читайте об этой миссии: «Затворы на орбите».

По публикации BBC