На Марсе обнаружен изотоп углерода, который на Земле связан с деятельностью живых организмов

Марсоход Curiosity обнаружил на Марсе большое количество изотопа углерода-12, хотя по предварительным оценкам для Марса должен быть более характерен другой изотоп — углерод-13. На Земле углерод-12 связан с деятельностью живых организмов. Так ли дело обстоит и на Марсе ученые пока не уверены.

«Радоваться» пока не стоит, находка не говорит о наличии инопланетной жизни, так как существуют и небиологические пути, которыми жизненно необходимый на Земле углерод-12 мог попасть на Марс

Марсоход Curiosity в течение многих лет бурит горные породы, а затем анализирует химический состав полученных образцов. Одна из характеристик, которую аппарат может проанализировать, – это соотношение различных изотопов, то есть атомов одного и того же элемента с разным количеством нейтронов в их ядрах. Ожидалось, что изотоп углерод-13 будет наиболее распространенным на Марсе, но около половины образцов, взятых во время недавней экспедиции, показали удивительно большое количество углерода-12.

Углерод-12 обычно считается признаком биологической химии. Земные организмы используют углерод-12 для усвоения пищи, в то время как растения используют его для фотосинтеза. Это наводит на мысль о том, что марсоход обнаружил свидетельства древней жизни на Марсе, однако специалисты отмечают, что на сегодняшний день мы недостаточно знаем об углеродном цикле Красной планеты, чтобы быть уверенными, что углерод-12 свидетельствует именно о жизни.

Ученые не отбрасывают теорию о том, что углерод-12 мог возникнуть из-за взаимодействия ультрафиолетового света Солнца с углекислым газом в атмосфере Марса. Это привело бы к образованию богатых углеродом-12 молекул, которые оседают на поверхности. Вторая теория предполагает, что Солнечная система, возможно, прошла через огромное молекулярное облако сотни миллионов лет назад, что могло привести к тому, что на поверхность Марса выпало больше углерода-12.

Третья гипотеза предполагает, что на поверхности Марса обитали бактерии, которые должны были выделять метан в атмосферу. Он взаимодействовал с ультрафиолетовым излучением и превращался в более сложные молекулы, создавая углеродную сигнатуру, обнаруженную Curiosity миллиарды лет спустя.

Увы, но ученые склоняются к небиологическим версиям происхождения углерода-12. Ведь то, что работает на Земле, не обязательно применимо к Марсу.