На острове среди снега обнаружено озеро раскаленной лавы

Благодаря снимкам из космоса, ученым удалось обнаружить на отдаленном острове восьмой по счету вулкан на Земле, в жерле которого плещется лавовое озеро.
На острове среди снега обнаружено озеро раскаленной лавы

Когда мы представляем себе вулканы, то первое, что приходит на ум – кратеры, извергающие потоки раскаленной лавы, медленно пожирающей все на своем пути. Однако реальность часто отличается от этих апокалиптических картин. Жуткие озера лавы и в самом деле встречаются на Земле, но довольно редко. Среди примерно 1500 потенциально активных вулканов по всему миру лишь несколько производят лаву на более-менее постоянной основе. Но расслабляться рано – у этой «огненной семейки» только что появилось весьма неожиданное пополнение.

Ученые из Великобритании обнаружили восьмое по счету «устойчивое» лавовое озеро, бурлящее внутри действующего вулкана «Майкл» на отдаленном острове Сондерс на самой южной окраине Атлантики. Вулканическая активность на горе Майкл документируется в течение почти 200 лет, но крайняя удаленность острова — и его сложная среда — делают полевые исследования трудной (если не невозможной) задачей.

«Остров посещали много раз, но никто не поднимался на гору. Если вы посмотрите на снимки, то поймете почему: вершина окружена огромным снежным "грибом" — чрезвычайно мягким снегом с консистенцией ледяной крошки, вероятно вызванной непрерывными испарениями вулкана. Это все равно, что продираться через многометровый слой сахарной пудры», пояснил аналитик из Британской антарктической службы (BAS) Питер Фретвелл. По его словам, единственный способ хоть как-то попасть к вулкану – это туннель, но его рытье в условиях действующего извержения может быть смертельной авантюрой.

Снимок вулкана «Майкл»
Спутниковый снимок вулкана
BAS

В отличие от лавовых бассейнов, которые накапливаются в полостях только по время лавовых извержений, лавовые озера – это устойчивое природное явление, которое после одного-единственного извержения может просуществовать до 100 лет. В новом исследовании Фретвелл и его коллеги изучили свежие спутниковые снимки в высоком разрешении, полученные в период с 2003 по 2018 годы.

Термический анализ в самом деле выявил озеро лавы, ширина которого по предварительным подсчетам достигает 110 метров! При этом температура расплавленного лавового вещества доходит до 1279 ° C, хотя в среднем лава немного холоднее – все дело в рассеивании тепла в коре. Эта удивительная находка не только подсказала ученым, в какой части земного шара наблюдается геоактивность, но также позволила исследователям опробовать и отточить новые способы изучения вулканов из космоса – возможно, в будущем это не раз спасет жизнь людям, живущим в геологически активных регионах.

bospor777 Пеерелович
bospor777 Пеерелович 06 Июля 2019, 22:43
квадрокоптеров у исследователей нет что ли? Можно же запустить, подлететь и заснять это озеро лавы без видимых усилий!