Найдена рекордная ультрамассивная черная дыра

Ученые смогли напрямую измерить массу черной дыры, находящейся в центре наиболее яркой галактике из галактического скопления Abell 85. Как оказалось, это самая массивная из известных черных дыр в локальной Вселенной — ее масса составляет 40 миллиардов солнечных.
Matthias Kluge/USM/MPE

Галактика Holm 15A, о которой идет речь, находится примерно в 700 миллионах световых лет от Земли, в центре галактического кластера Abell 85, и является ярчайшей галактикой скопления. Сверхмассивную черную дыру в центре данной галактики астрономы изучили в новом исследовании — сумели напрямую измерить ее массу. Как отмечают исследователи, всего было выполнено несколько десятков прямых измерений масс сверхмассивных черных дыр, при том что никогда ранее такие попытки не предпринимались к черным дырам, находящимся от нас так далеко.

Черная дыра в центре Holm 15A относится даже не к сверхмассивным, а к ультрамассивным черным дырам — классу черных дыр с массами более чем в 10 миллиардов солнечных: ее масса составляет 40 миллиардов масс Солнца! (Таким образом, она является самой массивной из известных черных дыр в локальной Вселенной (космической области вокруг нас, составляющей в радиусе примерно миллиард световых лет).)

Как указывается, центральная область Holm 15A крайне тусклая, при том что она имеет размеры, схожие с Большим Магеллановым Облаком. Согласно исследователям, вероятно, большинство звезд были «вытолкнуты» из центра в результате взаимодействий в ходе слияний Holm 15A с другими галактиками. Отмечается, что с каждым новым слиянием в центральной области становится все меньше звезд, а черная дыра приобретает все большую массу — это объясняет огромную массу черной дыры в центре Holm 15A.

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в журнале The Astrophysics Journal; ее препринт доступен на сайте arXiv.