Настоящий гигант: как ученые нашли самую большую экзопланету, похожую на Землю

Недавно найденная экзопланета всего в 200 световых годах от нас может пролить новый свет на одну из самых странных загадок планетологии.
Настоящий гигант: как ученые нашли самую большую экзопланету, похожую на Землю

Этот объект очень необычен. Главным образом благодаря своим колоссальным для скалистой планеты размерам.

Объект с радиусом, примерно в 1,8 раза превышающим радиус Земли, TOI-1075b входит в число крупнейших экзопланет класса «суперземля», которые астрономы обнаружили на сегодняшний день. Она примечательна тем, что ее радиус находится в диапазоне так называемого разрыва радиусов малой планеты. Этот разрыв представляет собой кажущийся дефицит планет, имеющих радиусы от 1,5 до 2 земных.

Самая большая суперземля

Были обнаружены несколько меньшие скалистые суперземли. Так же как и несколько более крупные миры с толстой атмосферой, известные как мини-нептуны. Планет с радиусами между этими двумя показателями практически не наблюдалось ранее. Но обнаруженный астрономами объект как раз попадает в этот диапазон масс. Масса TOI-1075b в 9,95 раза больше массы Земли. Это слишком много для газового мира; при предполагаемой плотности экзопланета, вероятно, будет каменистой, как Меркурий, Земля, Марс и Венера. Эта особенность делает ее идеальным кандидатом для изучения теорий формирования и эволюции планет.

TOI-1075b была обнаружена в данных телескопа НАСА TESS, занимающегося поиском экзопланет. TESS ищет слабые регулярные провалы в излучении звезд, предполагая, что вокруг этих звезд вращаются экзопланеты. Астрономы также могут определить радиус экзопланеты, основываясь на том, насколько сильно свет звезды затемняется ей.

Астрономы смогли точно рассчитать массу экзопланеты — она оказалась равна 9,95 земной. А радиус оказался на уровне 1,791 радиуса Земли. Если вы знаете, насколько что-то большое и тяжелое, вы можете рассчитать его среднюю плотность. Для TOI-1075b она оказалась равна 9,32 грамма на кубический сантиметр. Это почти в два раза больше плотности Земли — 5,51 грамма на кубический сантиметр, что делает ее претендентом на самую плотную суперземлю из обнаруженных.

Эта экзопланета должна иметь существенную водородно-гелиевую атмосферу. Плотность TOI-1075b несовместима с плотной атмосферой. Это очень любопытно. По словам ученых, скорее всего, у планеты может даже не быть атмосферы, а на поверхность бурить океан магмы.