Найдены останки самого необычного млекопитающего

Не каждый день ученым улыбается удача открыть совершенно новый вид млекопитающих. Не говоря уже о том, что происхождение этого загадочного зверя уходит корнями глубоко в древний суперконтинент – Гондвану.

В новом исследовании, опубликованном на портале Nature, палеонтологи подробно описали окаменелые останки существа, обнаруженные на Мадагаскаре. Adalatherium hui (букв. «безумный зверь») был размером с кошку и обитал на Земле примерно 72,1 – 66 миллионов лет назад. Что интересно, зверь принадлежит к таинственной группе млекопитающих времен позднего мезозоя, так называемым гондванатерианцам. До этого науке был известен лишь единичный череп да несколько зубов и фрагментов челюсти – но в данном случае исследователи получили в свое распоряжение прекрасно сохранившийся скелет. На сегодняшний день это одно из самых древних, если не древнейшее млекопитающее, найденное в южном полушарии.

Окаменелые останки
Marylou Stewart)

Суперконтинент Гондвана начал распадаться на части примерно 180 миллионов лет назад. В конечном итоге это привело к отделению от него Австралии, Африки, Антарктиды, Мадагаскара, Южной Америки и Индии. С учетом того, что сам Мадагаскар стал самостоятельным островом 88 миллионов лет назад, а A. hui жил на нашей планете спустя 20 миллионов лет, ученые сделали простой вывод: животное долгое время эволюционировало в весьма изолированных условиях, что наделило его некоторыми... странностями.

По словам палеонтологов и биологов, скелет этого существа нарушает практически все общепринятые стандарты эволюции. Например в черепе у него больше отверстий, чем у любого известного млекопитающего. Вероятно, это повышало чувствительность его морды и усов, позволяя большему числу кровеносных сосудов проходить через череп.

Вот как мог выглядеть этот необычный зверь
Andrey Atuchin

Хотя данная особь, по мнению ученых, не достигла зрелости, ее вес составлял примерно 3,1 кг – слишком много для такого существа даже по самым приблизительным оценкам. Кроме того, у него были странно изогнутые кости лап. Сейчас исследователи обсуждают то, зачем могли понадобиться такие странные конечности – для бега, рытья, а может для других способов передвижения?

Даже зубы «бешеного зверя», и те обращены в обратную сторону и, вероятнее всего, развивались независимо от эволюционных путей, присущих обычным млекопитающим. В настоящее время ученые затрудняются дать ответ на тему того, почему животное выглядело так странно и что за условия вызвали столь необычные трансформации. Не исключено, что и другие гондванатерианцы окажутся не менее странными, если и их останки когда-нибудь попадут в руки исследователей.