Не как все: Искажения орбиты

Какими бы разными ни были планеты Солнечной системы, у них есть одно общее свойство: все они вращаются в одном направлении – и вокруг собственной оси, и вокруг самой звезды. Но такое наблюдается далеко не везде во Вселенной, порой весьма озадачивая астрономов.
Не как все: Искажения орбиты

В самом деле, считается, что и звезды, и их планеты происходят из поначалу единого, вращавшегося газопылевого диска. Как следствие, и вращаться все они должны, сохраняя движение диска, в общем направлении. Тем удивительнее было обнаружение у далеких звезд крупных планет, газовых гигантов, вращающихся ровно наоборот, на т.н. «ретроградных» орбитах. Первый такой «юпитер» был найден лишь в 2009 г., мы писали об открытии в заметке «Планеты-диссиденты».

Был высказан ряд предположений, объясняющих это необычное свойство. Одно из них исследовала в новом теоретическом исследовании группа Смадары Наоз (Smadar Naoz). Они отталкивались от того, что изначально вращавшаяся «как все» планета испытывает заметное влияние находящегося неподалеку массивного тела — либо очень крупной планеты, либо звезды, коричневого карлика, пока не замеченной наблюдениями. В рассмотренном сценарии это влияние постепенно все более вытягивало орбиту планеты под углом к экваториальной плоскости звезды — и в конце концов она стала двигаться в обратном направлении.

«Влияние слабо, но зато действует чрезвычайно долго», — поясняет Смадара Наоз. Проведенное ее командой компьютерное моделирование процесса показало, что такой механизм вполне подходит для объяснения примерно половины известных на сегодня случаев с «ретроградными» орбитами газовых гигантов. Для подтверждения версии остается главное и самое надежное — найти и наблюдать те самые невидимые тела, оказывающие необходимое гравитационное влияние.