Нет, молодая кровь не сделает вас юным и красивым

Недавно по всему миру стал известен эксперимент, в ходе которого плазму крови молодых людей перелили старым мышам, и мышиная память и самочувствие резко улучшились. Повсюду заговорили о далеко идущих последствиях этого открытия, но оказалось, что все несколько сложнее.
Нет, молодая кровь не сделает вас юным и красивым

Эксперимент на мышах провели недавно, а миллиардер Питер Тиль уже изъявил интерес к инъекциям молодой крови, а по крайней мере одна компания работает над созданием препаратов, основанных на этом методе. Но статья, опубликованная вчера в журнале Nature Communications, говорит, что рано радоваться. Кровь молодых может и не быть лекарством, зато вот кровь старых явно токсична. Переливание крови от молодой мыши старой не возымело на последнюю никакого эффекта, зато обратный эксперимент привел к появлению у молодой мыши ряда проблем с внутренними органами и другими тканями. Исследование предполагает, что главным движущим фактором старения являются молекулы, которые скапливаются в крови.

«Это исследование показало, что молодая кровь сама по себе как лекарство не работает, — говорит автор исследования Ирина Конбой, профессор биоинженерии из Калифорнийского университета Беркли. Так откуда же возникла легенда об омолаживающем эффекте?

В 2005 году Конбой вместе с коллегами опубликовали в Nature отчет об исследовании, в ходе которого хирургически соединили старую мышь с молодой. Такая техника называется парабиоз. Кровь свободно циркулировала между двумя грызунами разных возрастов. Ученые выяснили, что у старой мыши произошла значительная регенерация тканей. Пресса тут же сделала вывод, что вся причина в крови. Но только грызуны обменивались друг с другом не только кровью. Они были полностью соединены, и старая мышь получила преимущество молодых легких, сердца и внутренних органов. Поэтому в новом исследовании ученые использовали другую технику, в ходе которой мыши обменивались только кровью, но ничем иным.

В результате, грызуны обменялись кровью наполовину. Через месяц исследователи проверили состояние внутренних органов подопытных и получили неожиданный результат. На старую мышь процедура фактически не оказала какого-либо влияния, тогда как здоровье молодой под воздействием старой крови сильно пошатнулось. Все системы органов пришли в упадок, а особенно негативно процедура повлияла на клетки мозга.

Конбой и другие исследователи считают, что существуют определенные молекулы, которые аккумулируются в крови с возрастом. Они могут подавлять рост и развитие клеток. Конбой говорит, что эти ингибиторы скорее всего доминируют над молекулами молодой крови, что и вызвало ухудшение здоровья у юной мыши после переливаний.

Теперь главное — найти эти ингибиторы. В старой крови их очень много, но, возможно, их ключевая группа действует как регулятор, контролируя остальные. Ученые хотят выяснить, как пожилой организм отреагируют на манипуляции с этими ингибиторами.

Так что доказательств того, что молодая кровь может кого-то омолодить, в общем не получено. Ученые, возможно, найдут способ перевести обратно биологические часы, но простым переливанием такую сложную проблему не решить.