Из ядра Земли вытекает гелий, который образовался во время Большого взрыва

Американские ученые из Университета Нью-Мексико обнаружили, что источником редкого изотопа гелия — гелия-3 — на самом деле является ядро нашей планеты.
Из ядра Земли вытекает гелий, который образовался во время Большого взрыва

Не переживайте, это не значит, что Земля сдувается как большой воздушный шар

Гелий на Земле представлен в виде двух стабильных изотопов. Безусловно, наиболее распространенным является гелий-4 с ядром, содержащим два протона и два нейтрона. Гелий-4 составляет около 99,99986% всего гелия на нашей планете. Другим стабильным изотопом, составляющим всего около 0,000137% земного гелия, является гелий-3 с двумя протонами и одним нейтроном.

Гелий-4 в основном является продуктом радиоактивного распада урана и тория, который может происходить прямо здесь, на Земле. А вот гелий-3 почти полностью образовался во время Большого взрыва и встречается на поверхности планеты в ничтожных количествах. До этого момента ученые не знали, что именно является источником гелия-3 на Земле, но исследование американских специалистов обнаружило, что основным источником гелия-3 на Земле является все же именно ядро.

Как появился гелий-3, и для чего он нужен

Основная часть гелия-3 сохранилась в ядре нашей планеты со времен протопланетной туманности — обширного вращающегося газопылевого облака, из которого возникла Солнечная система. Однако некоторые процессы на Земле тоже могут спровоцировать образование этого вещества — например, радиоактивный распад трития.

Большая часть гелия-3 образовалась во время Большого взрыва

В ходе своего исследования ученые обнаружили, что из земных глубин в районе Срединно-океанического хребта ежегодно просачивается около двух килограммов гелия-3, этого достаточно, чтобы наполнить воздушный шар размером со стол, как пояснил ведущий автор исследования Питер Олсон, геофизик из отдела наук о Земле и планетах Университета Нью-Мексико в Альбукерке.

Используя современную скорость утечки гелия-3, исследователи подсчитали, что в ядре содержится от 10 тераграмм (10 * 109 кг) до петаграмма (10 * 1011 кг) гелия-3. Это огромное количество. Исследователи подумали, что если в ядре Земли сконцентрировано так много гелия-3, то наша планета должна была сформироваться в самом центре процветающей солнечной туманности, не на периферии и не в период угасания. Все дело в том, что гелий-3 может образовываться и концентрироваться только внутри туманностей.

Поэтому обнаружение гелия-3 в ядре Земли играет важную роль в понимании того, как сформировалась наша планета. На основе собранных данных ученые также создали модель появления Земли, когда она только накапливала древний элемент Вселенной, а также момент формирования Луны, когда большая часть изотопа была потеряна. Предположительно, часть гелия как бы «выплеснулась» после столкновения с небольшим космическим телом около четырех миллиардов лет назад.