Доставленные на Землю образцы астероида Рюгу содержат самый древний материал, из когда-либо найденных

Образцы с астероида Рюгу, на сбор которых ушло шесть лет, позволят ученым получить беспрецедентное представление о формировании солнечной системы. Первый всесторонний анализ показал удивительную историю этого материала.

Некоторые из элементов старше нашего Солнца!

Солнечная система начинала формироваться из пыли и газа, которые постепенно слипались, образуя Солнце, а затем планеты и спутники. Но крошечные кусочки этого процесса остались дрейфовать в космосе как астероиды и кометы. Поэтому они являются капсулами времени, которые сохраняют первозданный материал с момента образования нашей системы.

Изучать их можно, когда они попадают на Землю как метеориты, но, к сожалению, эти образцы быстро «загрязняются» земными процессами. Лучшие образцы можно получить лишь из самого источника. Это и было целью миссии Hayabusa 2, запущенной Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA) в 2014 году.

Hayabusa 2 успешно догнал, опустился и собрал образцы с астероида Рюгу в 2019 году. А в декабре 2020 года аппарат уже доставил их обратно на Землю. Теперь первый всесторонний анализ этого нетронутого образца завершен.

Ученые изучили 16 частиц с Рюгу и обнаружили, что он содержит самый древний материал, когда-либо идентифицированный, причем некоторые зерна старше самого Солнца! В то время как сегодня астероид имеет ширину всего около 1 км, это всего лишь фрагмент родительского тела, которое, вероятно, имело диаметр в несколько десятков километров и сформировалось во внешней части солнечной системы.

Любопытно, что в образцах были обнаружены признаки того, что в далеком прошлом тело было пропитано водой. Радиоизотопное датирование показало, что родительское тело Рюгу было изменено циркуляцией воды через несколько миллионов лет после рождения Солнечной системы.

«Нужно представить себе скопление льда и пыли, плавающее в космосе, которое превратилось в гигантский ком грязи, когда лед был растоплен ядерной энергией в результате распада радиоактивных элементов, которые присутствовали в астероиде при его формировании», — сказал Николас Дофас, автор исследования.

Все эти радиоактивные элементы распались бы через пять миллионов лет, и родительское тело Рюгу снова замерзло бы. Столкновение с другим объектом отбросило бы его фрагменты во внутреннюю часть солнечной системы, где ее ледяные слои испарились бы, оставив сухой шар из камней и пыли, который мы видим сегодня.

Ученые также обнаружили в образце примитивный органический материал, в том числе аминокислоты, образующие белки. Это придает вес идее о том, что ингредиенты жизни могут начать формироваться в космосе, прежде чем быть доставленными на Землю астероидами, подобными Рюгу.