«Прыгающие гены»: у человека и осьминога обнаружилось любопытное генетическое сходство

Итальянские ученые обнаружили специфическое молекулярное сходство мозга осьминога с человеческим мозгом.

Ранее считалось, что «прыгающие гены» не имеют никакой значимой функции. Однако теперь ученые полагают, что они могут играть роль в познании и обучении

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале BMC Biology, геномы человека и осьминога содержат большое количество «прыгающих генов» или транспозонов, которые могут дублировать себя или перемещаться по геному.

Эти транспозонты составляют почти половину (45%) генома человека и бывают разных форм – ядерные элементы с длинными вкраплениями (LINE), ядерные элементы с короткими вкраплениями (SINE) и многие другие.

Значение «прыгающих генов»

Долгое время считалось, что LINE – пережиток прошлого, не имеющие заметной функции в современных геномах. Однако недавно ученые обнаружили, что этот тип генов может участвовать в тонких процессах, происходящих в мозгу. В частности, они могут играть большую роль в процессе познания и обучения из-за их повышенной активности в гиппокампе. К сожалению, из-за ограниченного понимания человеческого мозга это было трудно проверить.

Теперь, когда выяснилось, что мозг осьминогов также полон транспозонов, он может стать идеальной моделью для понимания функции «прыгающих генов» у человека.

«Прыгающие гены» у осьминогов

Ученые выявили значительную активность генетического элемента из семейства LINE в ключевой области мозга двух видов осьминогов: Octopus vulgaris и Octopus bimaculoides.

С одной стороны, это может указывать на то, что «прыгающие гены» играют важную роль в познании. С другой – LINE может быть результатом конвергентной эволюции, когда у разных видов развиваются схожие черты.

Теперь исследователи собираются более подробно рассмотреть функции «прыгающих генов» у осьминогов, чтобы точно понять их истинные функции (если они имеются).