Устойчивые к антибиотикам штаммы брюшного тифа распространяются из Южной Азии

Резистентные к антибиотикам штаммы Salmonella Typhi — бактерий, вызывающих брюшной тиф, впервые были зарегистрированы в Южной Азии в 1990 году. Как показывает новое исследование, проведенное международной командой ученых под руководством Стэнфордского университета, с того времени около 200 раз устойчивые штаммы распространялись за пределы региона. Сегодня они представляют угрозу не только Южной Азии, но и всему миру.
Устойчивые к антибиотикам штаммы брюшного тифа распространяются из Южной Азии
Nick Youngson at Pix4free.org (CC BY-SA 3.0)

Кажется, тиф — это болезнь из далекого прошлого. Но нет. Она снова представляется опасность и может вызвать эпидемии

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно от тифа заболевают от 11 до 20 миллионов человек, из них от 128 000 до 161 000 умирают. Брюшной тиф распространяется через воду, загрязненную фекалиями инфицированного человека. Его распространяют бактерии Salmonella Typhi. Симптомы заболевания включают длительную лихорадку, тошноту, сыпь, головную боль и диарею или запор.

«С. Typhi может заразить только людей, и, изучая, насколько тесно связаны между собой бактерии, обнаруженные в разных местах, мы обнаружили, что брюшной тиф много раз распространялся из Южной Азии, родины брюшного тифа, во многие части мира», — говорит Гагандип Канг, соавтор нового исследования, опубликованного в журнале The Lancet. Канг говорит: «Несмотря на улучшение водоснабжения и санитарии в Южной Азии, штаммы S. Typhi, устойчивые к антибиотикам, опасны, и мы должны попытаться контролировать их, сократив нерациональное использование антибиотиков, улучшив доступность диагностики и внедрив эффективные конъюгированные вакцины против брюшного тифа».

Вода должна быть чистой
India Water Portal (CC BY-NC-SA 2.0).

Устойчивые к антибиотикам штаммы возвращают опасность эпидемий

В ходе исследования была проанализирована самая большая коллекция секвенированных данных S. Typhi. Было секвенировано 3489 целых геномов S. Typhi, полученных в период с 2014 по 2019 год в Бангладеш, Индии, Непале и Пакистане. Также было проведено секвенирование 4169 образцов S. Typhi, взятых из более чем 70 стран в период с 1905 по 2018 год. Всего было секвенировано 7500 геномов. Ученым удалось идентифицировать гены, дающие бактериям устойчивость к антибиотикам.

В глобальном масштабе 70% заболеваний брюшным тифом приходится на Южную Азию, за которой следуют регионы Африки к югу от Сахары и Юго-Восточная Азия. Но были зарегистрированы случаи в Восточной и Южной Африке, Канаде, Великобритании и США.

С 2000 года количество штаммов S. Typhi с множественной лекарственной устойчивостью неуклонно снижалось в Бангладеш и Индии и оставалось низким в Непале. Но в Пакистане после 2016 года заболеваемость снова начала расти. В исследовании говорится, что фторхинолоны, основное средство против тифа в 1990-х годах, стали неэффективными к 2010-м. А в 2016 в Пакистане произошла вспышка S. Typhi, устойчивого к фторхинолонам и цефалоспоринам третьего поколения. В 2021 г. было обнаружено, что у нескольких штаммов S. Typhi возникла устойчивость к азитромицину, что поставило под угрозу эффективность всех пероральных противомикробных препаратов для лечения брюшного тифа.

Международная группа исследователей, финансируемая Фондом Билла и Мелинды Гейтс, заявляет, что их результаты подчеркивают необходимость исследования и разработки лечения лекарственно-устойчивого брюшного тифа как глобальной проблемы.