Как наш мозг управляет страхом и тревогой. В этом «виновато» миндалевидное тело

Нейробиологи из Университета Тафтса показали в моделях на мышах, как можно воздействовать на область мозга — миндалевидное тело, чтобы вызвать страх или тревогу. Эти опыты крайне важны, поскольку они помогают понять работу рецепторов и гормонов миндалевидного тела, что в дальнейшем позволит разрабатывать средства от депрессии и посттравматического расстройства.
Как наш мозг управляет страхом и тревогой. В этом «виновато» миндалевидное тело
M.T ElGassier @elgassier. Unplash

Нельзя навсегда лишить человека печали и страха. Но необходимо помочь ему выходить из этих состояний

В височной доле недалеко от основания нашего мозга находится миндалевидное тело (или миндалина), которое обрабатывает наши эмоции. Нейробиологи из Университета Тафтса исследовали характер сигналов, возникающих в небольшой зоне миндалины — базолатеральной, чтобы лучше понять, как они влияют на возникновение негативные эмоций, таких как тревога и страх.

«Этот центр обработки эмоций играет важную роль во многих формах поведения, — говорит Джейми Магуайр, профессор Медицинской школы Университета Тафтса. — Нас интересует, как нейронная сеть включает эти негативные состояния, ведь это имеет прямое отношение ко многим заболеваниям, таким как депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство».

Миндалевидное тело в мозге человека

Алкоголь действительно помогает при депрессии, но...

В статье, опубликованной в журнале eNeuro, Магуайр и ее коллеги обнаружили, что алкоголь может изменить характер активности базолатеральной области миндалины мышей. Это первое исследование, показывающее, что алкоголь способен изменять нейронные паттерны страха и тревоги.

Исследователи показали, что рецепторы в базолатеральной миндалине, известные как рецепторы ГАМК-А, являются важной часть сигнальной сети, которая вызывает это переключение.

Воздействие алкоголя отличалось у самцов и самок. Самкам, по-видимому, требуется большая доза, чем самцам, чтобы изменить их состояние. Это может быть связано с тем, что у самок мышей меньше рецепторов ГАМК-А. Более того, когда исследователи деактивировали эти рецепторы у мышей-самцов, они стали реагировать на алкоголь так же, как самки.

Многим людям на их личном опыте известно, что алкоголь помогает расслабиться. К сожалению, это довольно опасная практика. Любой стереотип, подкрепленный положительным опытом, слишком быстро закрепляется. Значит, может возникнуть зависимость. А ведь алкоголь очень вреден, даже в малых дозах.

«Страшное» состояние ума

Ранее в этом году та же группа исследователей определила другой набор рецепторов в базолатеральной миндалине, которые имеют отношение к реакции страха у животных.

Ученые использовали норэпинефрин, гормон, аналогичный адреналину, для стимуляции базолатеральной миндалины у мышей, чтобы ввести животных в состояние страха.

Норэпинефрин может взаимодействовать с несколькими нервными рецепторами, но когда исследователи деактивировали один из них - адренорецептор α1A, животное перестало чувствовать страх.

Понимая молекулярные взаимодействия, которые переключают базолатеральную миндалину в негативные состояния или выводят из них, исследователи могут найти потенциальные мишени для лекарств, которые будут лечить нервные расстройства и зависимости. Например, человек, страдающий от посттравматического расстройства, может застрять в «страшном» паттерне нервной активности. Нарушение этого состояния может помочь ему восстановиться.

Но ученые говорят, что управление миндалиной, то есть эмоциями человека — это крайне тонкий процесс. Нельзя просто лишить человека печали, страха, тревоги. Они необходимы. Ученые пытаются помочь людям не застревать в таких состояниях, а нормально из них выходить.