В древних лавовых пещерах на Гавайях скрываются причудливые формы жизни

Многовековые гавайские лавовые пещеры образовали сеть подземных тоннелей и пещер. Здесь не самые лучшие условия для жизни: эти тоннели холодные, темные и полны токсичных минералов. Однако ученым удалось найти в них тысячи неизвестных науке видов бактерий, которые помогут узнать больше о так называемой «микробной темной материи».
В древних лавовых пещерах на Гавайях скрываются причудливые формы жизни
Jimmy Saw

Ученые обнаружили, что вулканическая среда островов наполнена удивительным разнообразием бактериальной жизни

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Frontiers in Microbiology, ученые из Гавайского университета в Маноа в сотрудничестве с NASA собрали десятки генетических образцов рибосомной РНК из активных геотермальных жерл, а также из различных лавовых труб и пещер возрастом от 400 до 800 лет.

Из-за крайне суровых условий эти участки содержали меньшее микробное разнообразие и меньшую численность. Однако, к удивлению исследователей, в этих более экстремальных местах обнаружились бактерии, демонстрирующие значительно более сложные взаимодействия друг с другом.

Бактерии, найденные на этих участках, также редко пересекались, а это означает, что эти среды содержат свои собственные уникальные микробные миры. Ученым предстоит идентифицировать еще тысячи новых видов.

Kenneth Ingham

Одним из самых интересных открытий были бактерии, известные как Chloroflexi. По словам ученых, эти бактерии могут быть «центральными» организмами, играющими неотъемлемую роль во взаимозависимой сети других микробных видов. Именно Chloroflexi были обнаружены на всех исследуемых участках.

«Chloroflexi — чрезвычайно разнообразная группа бактерий, выполняющих множество различных функций в самых разных средах, но они недостаточно изучены, поэтому мы не знаем, что они делают в этих сообществах. Некоторые ученые называют такие группы "микробной темной материей" — невидимыми или неизученными микроорганизмами в природе», – пишут ученые.

Интересно, что результаты исследования могут помочь в поиске древней жизни на Марсе. Вулканические системы на Гавайях геологически схожи с системами на древнем Марсе, где были действующие вулканы и геотермальные жерла. Если микробная жизнь способна процветать в суровой среде под Гавайями, то подобные организмы могли когда-то жить и на Марсе.