Опровержение гипотезы: нет, создание городов и появление письменности не уменьшили человеческий мозг

Согласно крайне популярной в научном сообществе гипотезе, человеческий мозг уменьшился 3000 лет назад, когда появились крупные города и письменность. Однако теперь исследователи поставили под сомнение эту гипотезу.

Год назад ученые предположили, что мозг человека уменьшился 3000 лет назад. Но, скорее всего, это не так

В 2021 году вышла статья, в которой говорилось, что 3000 лет назад мозг людей уменьшился. Уменьшение, по мнению исследователей, было связано с увеличением социальных групп и постройкой городов. Но в новом исследовании, опубликованном в журнале Frontiers in Ecology and Evolution, ученые опровергли эти утверждения.

Прошлое исследование

В прошлом исследовании ученые проанализировали набор данных из 985 ископаемых и современных человеческих черепов. Они обнаружили, что человеческий мозг увеличился в размерах 2,1 миллиона лет назад и 1,5 миллиона лет назад, в плейстоцене, но уменьшился примерно 3000 лет назад в голоцене.

Исследователи связали это уменьшение мозга с развитием таких технологий, как письмо, что означало, что людям не нужно было так много запоминать. Развитие крупных городов также позволило человеку сосредоточится на определенных специальностях, игнорируя другие навыки.

Новое исследование

В новом исследовании ученые повторно проанализировали набор данных и обнаружили, что мозг человека не менялся ни за 3000 лет, ни даже за 30 000 лет.

Ученые также опровергли гипотезу, заявив, что ее доказательства не работают. Письменность и крупные мегаполисы появились в разных местах мира в разное время — если они были причиной уменьшения мозга, то, например, в Египте это должно было проявиться гораздо раньше, чем в местах, где еще даже не появилось земледелие.

Исследователи отмечают, что черепа, анализируемые в прошлой работе, были найдены в самых разных местах, без учета состояния цивилизации в то время.

Несмотря на то, что 987 черепов – хороший размер выборки, половина экземпляров относится к прошлому веку. Период от 5000 до 1000 лет назад был представлен всего 23 черепами, чего явно недостаточно для широких выводов, учитывая, насколько изменчивой может быть любая популяция.

Однако человеческий мозг действительно может уменьшиться. Но не из-за письма или городов. К примеру, ученые выяснили, что даже легкая форма COVID-19 может вызвать значительную потерю серого вещества. Подробнее об этом в нашем материале.