Покров тайны приоткрыт: из-за чего могли погибнуть две великие цивилизации 4000 лет назад

Международная группа исследователей во главе с Институтом эволюционной антропологии Макса Планка обнаружила следы патогенов чумы и тифа на зубах людей бронзового века. Это может объяснить, почему две великие древние цивилизации — Древнее Египетское царство и Аккадская империя почти одновременно пришли к упадку.
Договор Аккада с Эламом. Одним из последних документов великой Аккадской империи. 4000 лет назад. Википедия

Какие только причины падения великих цивилизаций Аккада и Древнего царства не назывались. Но может быть, все проще - была пандемия, и даже не одна

Группа исследователей из Института эволюционной антропологии Макса Планка, Института истории человечества Макса Планка, Британской школы в Афинах и Университета Темпл обнаружила следы патогенов на зубах людей бронзового века. Это может стать объяснением, почему две древние цивилизации погибли. В своей статье, опубликованной в журнале Current Biology, ученые описывают генетическое исследование зубов, найденных в пещере под названием Hagios Charalambos на острове Крит.

Предыдущие исследования показали, что Древнее Египетское царство и Аккадская империя в Месопотамии, достигшие очень высокого развития, испытали внезапное сокращение населения около 4000 лет назад. Были высказаны различные предположения, объясняющие эти катастрофы. Основной причиной называлось изменение климата. В течение совсем небольшого по историческим меркам периода в обоих государствах разрушилась инфраструктура и сократилась торговля.

Падение Древнего Египетского царства — это период в истории Древнего Египта, который начался около 2181 года до н.э. и привел к краху долгой и процветающей империи. Это событие оказало глубокое воздействие на политическую и социальную жизнь страны. Ранее среди основных причин краха древнеегипетской цивилизации называли борьбу за власть между административными областями, атаки гиксосов и экономические проблемы.

Теперь ученые предложили новое объяснение обеим древним катастрофам.

Чума и тиф

Распространение чумы и тифа 4000 лет назад
Статья в журнале https://www.cell.com/current-biology/fulltext/S0960-9822(22)01101-0

Генетики исследовали зубы останков людей, живших примерно 2290 и 1909 годами до нашей эры. (Это примерно то время, когда и пришли в упадок Аккадская империя и Древнее Египетское царство). Зубы были взяты на месте раскопок на Крите. Ученые нашли кариес, которым древние люди болели также, как и современные. Но более важно, что ученые обнаружили следы Yersinia pestis — бактерий, вызывающих чуму, и Salmonella enterica - бактерий, вызывающих брюшной тиф.

Но ученые не торопятся объявлять, что разгадка падения великих цивилизаций найдена. Они отмечают, что обнаруженный штамм Yersinia pestis, значительно отличается от того, который столетия спустя опустошил большую часть Европы. Также значительно отличается и штамм Salmonella enterica. Пока неизвестно насколько они были заразными и смертельными. Тем не менее, наличие таких патогенов означает, что историки должны учитывать возможность пандемии, как причины падения великих цивилизаций. Генетики будут продолжать дальнейшие исследования на других древних образцах, чтобы определить, насколько широко были распространены эти инфекции, и насколько они были опасны.

Еще 5 любопытных фактов о возможных причинах падения Аккадской империи
  • Одной из вероятных причин падения Аккадской империи были нашествия варваров с севера и запада, которые привели к разрушению городов и потере территорий.
  • Возможные климатические изменения, такие как засухи или изменения в погодных условиях, могли повлиять на сельское хозяйство и экономику империи.
  • Снижение производства и торговли, вызванное климатическими изменениями или экономической нестабильностью, могло способствовать общему экономическому коллапсу.
  • Борьба за власть между различными правящими элитами и бунты внутри империи могли ослабить ее стабильность.
  • Недовольство и отсутствие лояльности населения к центральной власти могли привести к ее ослаблению и падению.
Вам также может быть интересно: