Первые встречи людей и неандертальцев не были мирными. Древняя оружейная мастерская в Румынии

Археологи Лейденского университета исследуют в западной Румынии древнюю стоянку Homo Sapiens, датированную 45-40 тысяч лет назад. Археологи нашли тысячи артефактов, которые дают представление о производстве оружия древними людьми. Вероятно, одной из причин, которые привели к вытеснению неандертальцев стало преимущество людей в мастерстве изготовления орудий труда и вооружений.
Неандерталец. Реконструкция

Видимо, неандертальцы проиграли в мастерстве изготовления орудий труда

Согласно современным научным данным, расселение Homo Sapiens из Африки началось около 200 тысяч лет назад через Левант. Постепенно современный человек заселил всю Азию, а 65 тысяч лет назад достиг Австралии. И все это огромное время такая, казалось бы, близкая Европа оставалась незаселенной. Не совсем, впрочем, незаселенной, — там жили неандертальцы. Древнейшие останки Homo Sapiens в Европе были найдены на Апеннинах и датированы не раньше 47-43 тысяч лет назад. А уже 40 тысяч лет назад неандертальцев в Европе почти не осталось.

Последний во времени след неандертальца датируется 29 тысячами лет назад — это отпечаток стопы, найденный на Гибралтаре. Первые свидетельства присутствия человека в Европе, возможно, были и до 47 тысяч лет назад: в неандертальской пещере Мандрен, найден человеческий зуб, датированный 54 тысячами лет. Но это уже очень редкие находки. В период с 45-40 тысяч лет в Европе происходило уникальное событие — здесь регулярно встречались, спаривались, конкурировали за ресурсы и воевали два вида рода Homo. Больше такого никогда не было.

Все закончилось для неандертальцев катастрофой, — они исчезли.

Оружейная мастерская

DOI: 10.1038/s41598-022-15544-5

Многие ранние окаменелости Homo sapiens были обнаружены в Юго-Восточной Европе, предположительно потому, что люди пришли на континент через Балканский полуостров. Но Романешты в западной Румынии — это совершенно особенное место.

Исследователи Лейденского университета, ведущие раскопки в Романештах обнаружили, что многочисленные найденные на древней стоянке (45-40 тысяч лет назад) артефакты были приспособлены для изготовления строго стандартизированных каменных пластинок. Эти пластинки можно использовать в качестве наконечников для стрел или копий (они вкладываются в расщеп стержня стрелы или древка копья). Необычные точильные камни могли использоваться для выпрямления деревянного древка копья.

Артефакты из Романешт найдены в окрестностях более 300 км. Анализ поверхностей артефактов, найденных в самих Романештах, показывает, что большинство из них не использовались. Все это позволяет предположить, что Романешты были своего рода оружейной мастерской.

Это указывает и на высокий уровень изготовления военных и охотничьих инструментов, и даже на территориальное разделение труда. Такое разделение труда само по себе ведет к товарному обмену.

Все это неандертальцам было практически недоступно. Возможно, Homo Sapiens и начали колонизацию Европы, когда почувствовали свое преимущество в вооружении.