Вопреки мрачным прогнозам потепление не приведет к дефициту кислорода в мировом океане

В последние 50 лет в мировом океане были зарегистрированы зоны с дефицитом кислорода. Ученые связывали это с тем, что в теплой воде кислород растворяется плохо, а океан согревается. Но ученые из института химии Макса Планка в Майнце и Принстонского университета, пришли к выводу, что во время прошлых глобальных потеплений — 16 и 50 млн лет назад, зон с дефицитом кислорода в мировом океане не было.
Hiroko Yoshii @hiro0718. Unsplash.com

Без кислорода жизнь невозможна не только на суше, но в океане

За последние 50 лет увеличилось количество зон с дефицитом кислорода в открытом океане. Ученые связывают это с повышением глобальной температуры: в более теплой воде растворяется меньше кислорода. Но вопреки широко распространенным ожиданиям, международная группа ученых во главе с исследователями из Института химии Макса Планка и Принстонского университета обнаружила, что зоны с дефицитом кислорода сокращались во время длительных теплых периодов в прошлом.

«Мы не ожидали такого явного эффекта», — сказала Александра Одерсет, ведущий автор работы. Понимание этих изменений важно, потому что «когда кислорода становится мало, жизнь переживает трудные времена», — говорит Даниэль Сигман, профессор геологических и геофизических наук. Например, в регионах с низким содержанием кислорода в восточной части Тихого океана и северной части Индийского океана могут выжить только специализированные микробы и организмы с медленным метаболизмом, такие как медузы.

Распределение зон с дефицитом кислорода
Alexandra Auderset, Princeton and MPIC

Тропический Тихий океан был богат кислородом в прошлые потепления

Исследователи сделали свое открытие, изучая коллекции морских отложений. Буровые керны можно использовать для определения прошлых условий окружающей среды аналогично годичным кольцам деревьев. Помимо прочего слои отложений предоставляют информацию и о содержании кислорода в океане в прошлые эпохи. Это связано с планктоном, таким как фораминиферы. Они обитают в поверхностных слоях океана и их известковые раковины опускаются на дно, где и становятся частью донных отложений. Эти отложения огромны: фораминиферовый ил покрывает около 30% ложа мирового океана.

В течение своей жизни фораминиферы поглощают химические элементы, такие как азот. Соотношение изотопов азота зависит от условий окружающей среды: в условиях дефицита кислорода происходит процесс, называемый денитрификацией, в ходе которого фораминиферы превращают питательные нитраты в молекулярный азот. Фораминиферы предпочитают поглощать легкие изотопы азота, поэтому соотношение количества изотопов азота в донных отложениях меняется в зависимости от количества кислорода в океанах. Мало кислорода в воде, значит много легких изотопов азота в донных отложениях. Ученые могут измерить это, чтобы определить размеры зон с дефицитом кислорода, которые существовали миллионы лет назад.

Исследуя изотопы азота в фораминиферовом иле, ученые из Майнца и Принстона показали, что денитрификация в водной толще восточной тропической части части Тихого океана сильно уменьшалась во время двух великих потеплений — около 16 и 50 миллионов лет назад.

Поиск причины

Сокращение зон с дефицитом кислорода при потеплении требует объяснения, поскольку противоречит очевидному факту: в теплой воде кислород растворяется хуже, чем в холодной. Поэтому в теплой воде его должно быть меньше.

Одна причина может быть в том, что в тропических водах во время потепления сокращается биологическая активность организмов: они просто вымирают и кислород тратить некому. Это плохой сценарий. Он может реализоваться за несколько десятков лет.

Другая причина более обнадеживающая: она может лежать за тысячи километров от бедных кислородом тропических зон — в Южном океане. В прошлые продолжительные теплые периоды водообмен между поверхностными и глубинными водами Южного океана мог ускориться. Это процесс называется «опрокидывание глубокого океана»: теплая вода из тропиков поступает в Южный океан, резко остывает и тонет, выталкивая холодную богатую кислородом воду к тропической зоне. Это могло привести к повышению содержания кислорода в океане в целом и сокращению зон с дефицитом кислорода в тропиках. Это хороший сценарий. Но его реализация потребует, может быть, целых столетий.

Движение подводных течений в Атлатике
Движение подводных течений в Атлантике

Глядя в будущее

Даниэль Сигман говорит: «Из-за более низкой растворимости кислорода в теплой воде его объем в поверхностных водах мирового океана, скорее всего, будет продолжать уменьшаться. Но наши результаты показывают, что зоны открытого океана с дефицитом кислорода в конечном итоге сократятся. В конечном счете разница между богатыми и бедными кислородом зонами значительно сгладится».

В принципе, это хорошо. Но ученые пока не проявляют особого оптимизма. Если в больших регионах дефицит кислорода, вероятнее всего, будет сокращаться, то в самых прогретых прибрежных водах, это, видимо, не так. А именно эти зоны наиболее важны для человека.