Телескоп «Джеймс Уэбб» сделал первый снимок экзопланеты

Астрономы из Университета Эксетера возглавили международную команду, получившую первое в истории прямое изображение экзопланеты с помощью космического телескопа «Джеймс Уэбб». Было получено изображение газового гиганта HIP65426b, масса которого примерно в 5–10 раз больше массы Юпитера и который образовался 15–20 миллионов лет назад.
Телескоп «Джеймс Уэбб» сделал первый снимок экзопланеты
Белая звездочка — родительская звезда. Слева внизу — экзопланета HIP 65426 b. https://arxiv.org/abs/2208.14990

Человечество тысячелетия смотрело на звезды, теперь оно может смотреть на далекие планет

Астрономы из Университета Эксетера возглавили международную команду астрономов по получению первого в истории прямого изображения экзопланеты с помощью космического телескопа «Джеймс Уэбб». На изображении показан газовый гигант HIP65426b, масса которого примерно в 5–10 раз больше массы Юпитера и который образовался 15–20 миллионов лет назад.

Наблюдения вела профессор Саша Хинкли из Эксетерского университета совместно с международной группой исследователей.

Профессор Хинкли говорит, что «это решающий момент не только для Уэбба, но и для астрономии в целом. С Уэббом мы можем использовать совершенно новый набор физических методов, чтобы изучить химический состав этих планет».

Экзопланета HIP65426b

Астрономы открыли планету в 2017 году с помощью прибора SPHERE на Очень большом телескопе Европейской южной обсерватории в Чили.

Большинство экзопланет было найдено с помощью косвенных методов, таких как метод транзита: когда планета проходит перед родительской звездой, блеск звезды периодически снижается. Но получение прямых изображений экзопланет очень сложная задача, поскольку родительские звезды, вокруг которых вращаются планеты, намного ярче, и слабый отраженный свет планеты буквально тонет в блеске звезды.

Для нового изображения исследовательская группа использовала ближний и средний инфракрасный свет. Это позволило увидеть и распознать детали, которые наземные телескопы не могут различить из-за инфракрасного свечения атмосферы Земли. Астрономы собрали данные о химическом составе атмосферы планеты. Она кажется красной из-за силикатов, образующих в атмосфере мелкую пыль.

Изображение
Изображение экзопланеты HIP 65426 b

Планета находится примерно в 100 раз дальше от родительской звезды, чем Земля от Солнца. Поэтому свет планеты все-таки можно выделить из потока излучения звезды. Камера ближнего инфракрасного диапазона (NIRCam) и инструмент среднего инфракрасного диапазона (MIRI) оснащены коронографами, блокирующими свет звезды. Это позволяет Уэббу делать прямые снимки некоторых экзопланет, подобных этой.

«Это было действительно впечатляюще, насколько хорошо коронографы Уэббу сработали, чтобы подавить свет звезды», — говорит Саша Хинкли.