Ученые подтвердили, что эмбрионы от «трех родителей» развиваются нормально

Группа генетиков и врачей из китайских научных центров и больниц провела серию экспериментов, в которых эмбрионы развивались с донорскими митохондриальными ДНК. Как показало исследование, развитие в течение первой недели было совершенно нормальным. Ученые считают, что исследование поможет широкому использованию донорских митохондрий, если они повреждены у матери. И многие пары смогут иметь здоровых детей.
Ученые подтвердили, что эмбрионы от «трех родителей» развиваются нормально
Начало развития эмбриона. Pascal Goetgheluck /Science Photo Library

В 2016 году родилась первая девочка от «трех родителей». У нее все хорошо

Когда в 2016 году родился первый ребенок, зачатый с использованием генетического материала трех человек. Ученые очень беспокоились, потому что процедура не была подробно изучена и ее безопасность оставалась под вопросом. Теперь ученые в Китае провели первое всестороннее исследование этой техники на ранних стадиях развития человеческих эмбрионов и сообщили, что она не отражается на развитии. Эмбрионы развивались нормально.

Генетический материал трех человек для создания эмбрионов предназначен для того, чтобы матери с дефектами митохондрий — органелл, обеспечивающих клетки энергией, — не передавали их своим детям. Митохондрии содержат свою собственную ДНК, и дети наследуют все свои митохондрии от матери.

«Заместительная митохондриальная терапия — спорная область», — говорит соавтор исследования Вэй Шан, — «Но мы надеемся, что наше исследование заложит основу для ее развития».

Перенос веретена

Вэй Шан и ее коллеги изучали безопасность одного из трех основных видов митохондриальной заместительной терапии, так называемый «переносом веретена деления». Этот метод использовался для создания эмбриона первого ребенка с генетическим материалом от трех человек, родившегося в Мексике в 2016 году. В этом случае ядерная ДНК из яйцеклетки женщины с дефектными митохондриями переносится в донорскую яйцеклетку со здоровыми митохондриями, из которой удалена ядерная ДНК. Затем яйцеклетка оплодотворяется спермой отца при процедуре ЭКО. Полученный эмбрион содержит гены обоих родителей в дополнение к митохондриальным генам донора.

В рамках исследования команда сравнила десятки человеческих эмбрионов, полученных переносом веретена, с контрольной группой эмбрионов. Оба набора эмбрионов развивались в течение одной недели после оплодотворения. Исследователи обнаружили, что клетки пятидневной бластоцисты в обеих группах имели почти одинаковые уровни экспрессии генов и транскрипции, что позволяет предположить, что перенос веретена, по-видимому, не влияет на раннее эмбриональное развитие.

Митохондриальные заболевания

Примерно один из 5000 детей рождается с заболеваниями, вызванными вредными мутациями в их митохондриальной ДНК. Дефектные гены могут привести к проблемам во многих органах, включая сердце и мозг. На сегодняшний день митохондриальная заместительная терапия кажется наиболее эффективным способом блокирования передачи этих генов потомству, считают ученые.

Но Мин Цзян, биолог из Университета Вестлейк в Ханчжоу, Китай, сказала журналу Nature, что долгосрочные последствия митохондриальной заместительной терапии остаются неясными. При современных методах небольшое количество митохондриальной ДНК матери может быть непреднамеренно перенесено в донорскую яйцеклетку: обычно это менее 2% от общего количества митохондрий эмбриона. Вэй Шан говорит, что они улучшили технику, чтобы уровень переноса материнских митохондрий стал «почти неопределяемым».

Но есть другая проблема. «Материнские митохондрии и ядро развиваются вместе в течение длительного времени, поэтому, возможно, ядро будет использовать именно свои митохондрии и их количество увеличится», — говорит Цзян, добавляя, что взаимодействие между двумя органеллами требует дополнительных исследований.

Строгое регулирование

На сегодня только несколько стран, включая Великобританию и Австралию, одобрили заместительную митохондриальную терапию. Эта техника запрещена в США. В Китае позиция регулирующих органов пока уточняется.

Дитрих Эгли, биолог из Колумбийского университета в Нью-Йорке считает, что исследование, проведенное китайскими коллегами достойно самого пристального внимания: «исследование безопасности переноса веретена предоставит важные данные, которые помогут регулирующим органам в странах, где этот процесс не разрешен, провести оценку его безопасности и эффективности. Это действительно может помочь в развитии отрасли».