Неожиданное соседство: у близкой к нам звезды нашли две суперземли. Одна из них может быть обитаема!

В 2022 году астрономы обнаружили на орбите красного карлика на расстоянии 105 световых лет от Земли две очень интересные экзопланеты.

Одна из планет находится в обитаемой зоне и на ней может присутствовать жизнь. Кроме того, это самая близкая к Земле планета, похожая на нашу.

На близкой орбите вокруг прохладной, тусклой звезды ученые обнаружили и подтвердили существование двух скалистых экзопланет – одна из них находится в обитаемой зоне. Для изучения возможности наличия на ней жизни необходимо будет провести дополнительные наблюдения, однако это открытие уже поражает воображение и предполагает, что в окрестностях Солнца могут быть обнаружены другие подобные миры.

Самая близкая к Земле скалистая экзопланета

Две экзопланеты были обнаружены в результате наблюдений с телескопа NASA TESS, занимающегося поиском экзопланет. Наблюдая за маленькой красной карликовой звездой по имени LP 890-9 (или TOI-4306), он уловил слабые регулярные провалы в блеске звезды, характерные для экзопланеты, вращающейся вокруг звезды с периодом 2,7 дня.

Данные о транзите могут многое рассказать нам об экзопланете. Во-первых, они могут определить ее орбитальный период. И, основываясь на том, насколько тускнеет звездный свет, ученые также могут определить диаметр экзопланеты. Но для подтверждения обнаружения и получения большего количества данных об экзопланетах требуется больше наблюдений с использованием различных инструментов.

Поэтому астрономы использовали телескопы консорциума SPECULOOS (Поиск обитаемых планет, затмевающих ультрахолодные звезды), чувствительные к длинам волн ближнего инфракрасного диапазона, излучаемых TOI-4306. Данные о транзите, полученные в ходе этих наблюдений, подтвердили существование экзопланеты, названной LP 890-9b.

Затем команда искала экзопланеты, которые, возможно, были пропущены TESS, и обнаружила второй мир, немного более удаленный от звезды, чем LP 890-9b. Эта экзопланета, названная LP 890-9c, имеет орбитальный период 8,4 дня. Другие данные, в том числе измерения радиальной скорости, которые определяют гравитационное притяжение, которое экзопланета оказывает на звезду, и, таким образом, определяют их массу, позволили команде детально охарактеризовать две экзопланеты.

Хотя астрономы не измерили непосредственно массу планет, данные о радиальной скорости дали ученым верхний предел массы для обеих экзопланет. LP 890-9b примерно в 1,32 раза больше диаметра Земли и в 13 раз больше ее массы. LP 890-9c примерно в 1,37 раза больше диаметра Земли и в 25 раз больше ее массы.

Эти измерения согласуются с плотностью скалистых миров, таких как Земля, Марс и Венера, а не газовых или ледяных миров, таких как Юпитер или Нептун. Это означает, что экзопланеты можно классифицировать как суперземли - скалистые миры, которые больше Земли и меньше Нептуна. При этом LP 890-9c вращается в зоне обитаемости, что делает ее притягательным объектом для дальнейших исследований.