В океанах Энцелада много фосфора. Значит наверняка там есть жизнь

Международная команда планетологов показала, что согласно наблюдаемым данным о составе подледного океана спутника Сатурна Энцелада, в этом океане должно быть большое количество фосфора. Таким образом все химические элементы и необходимые условия для существования жизни в океане Энцелада почти наверняка есть.
В океанах Энцелада много фосфора. Значит наверняка там есть жизнь
Снимок Энцелада, сделанный зондом «Кассини». Гейзеры над Южным полушарием. NASA

Чтобы сказать, что жизнь точно есть на Энцеладе, осталось ее найти

В 2005 году космический аппарат «Кассини» обнаружил подповерхностную жидкую воду на спутнике Сатурна Энцеладе и проанализировал образцы, когда шлейфы ледяных зерен и водяного пара вырвались в космос из трещин на ледяной поверхности небесного тела.

«Мы узнали, что шлейф содержит почти все основные химические необходимые для жизни, какой мы ее знаем», — говорит ведущий автор работы Кристофер Глейн.— «Хотя фосфор еще предстоит идентифицировать напрямую, наша команда обнаружила доказательства его наличия в подледном океане Энцелада».

Подледные миры

За последние 25 лет астрономы показали, что в нашей Солнечной системе часто встречаются миры с океанами под поверхностью. К таким мирам относятся спутники планет-гигантов, например Европа и Ганимед (спутник Юпитера), Титан и Энцелад (спутники Сатурна), а также более далекие тела, такие как Плутон. Такие миры, как Земля, с поверхностными океанами, должны находиться в пределах узкого интервала расстояний от своих родительских звезд, чтобы на поверхности была жидкая вода. Однако подледные миры могут располагаться в гораздо более широком интервале расстояний, что значительно увеличивает количество потенциально пригодных для жизни планет.

Формула жизни

Для того, чтобы возникла и существовала жизнь необходим сравнительно небольшой набор химических элементов, но отсутствие любого из них ставит возможность жизни под вопрос.

Сегодня ученые считают «формулой жизни» - CHNOPS: Carbon (углерод), Hydrogen (водород), Nitrogen (азот), Oxygen (кислород), Phosphorus (фосфор) и Sulfur (сера). И все элементы (кроме фосфора) в шлейфах, бьющих в космос с Энцелада, зарегистрировал «Кассини». Точнее, спутник снял показания, а разбираются с тем, что же он получил до сих пор.

«Поиск внеземной жизни в Солнечной системе сместился, поскольку теперь мы ищем строительные блоки жизни, включая органические молекулы, аммиак, серосодержащие соединения, а также химическую энергию, необходимую для поддержания жизни», — говорит Глейн. — «Фосфор представляет собой интересный случай, потому что в предыдущих работах предполагалось, что его очень мало в океане Энцелада».

Фосфор в форме фосфатов жизненно необходим для всего живого на Земле. Он необходим для создания ДНК и РНК, молекул-носителей энергии, клеточных мембран, костей и зубов у людей и животных и даже морского планктона.

В поисках утраченного фосфора

Схема океана Энцелада
Southwest Research Institute

Члены команды выполнили термодинамическое и кинетическое моделирование, которое имитирует геохимию фосфора на основе сведений, полученных «Кассини» о системе океан-морское дно на Энцеладе. В ходе своих исследований они разработали самую подробную на сегодняшний день геохимическую модель того, как минералы морского дна растворяются в океане Энцелада, и предсказали, что фосфора должно быть очень много.

«Основная геохимия показывает, что присутствие растворенного фосфора неизбежно. Причем концентрация достигает уровня, близкого или даже выше, чем в морской воде современной Земли», — говорит Глейн. — «Для астробиологии это означает, что наша уверенность в том, что океан Энцелада пригоден для жизни, растет».

По словам Глейна, следующий шаг ясен: «Нам нужно вернуться на Энцелад, чтобы увидеть, действительно ли он обитаем».