У солнцеподобной звезды нашли самую близкую к Земле черную дыру

Ученые наблюдают солнцеподобную звезду со странными орбитальными характеристиками. Из-за характера ее орбиты команда пришла к выводу, что она должна быть частью двойной системы, вторым элементом которой является черная дыра.
У солнцеподобной звезды нашли самую близкую к Земле черную дыру

Исследователи обнаружили странную двойную систему со скрытым объектом недалеко от Земли. Этот объект массой в 10 Солнц — скорее всего, является черной дырой

В 1916 году Карл Шварцшильд предположил существование черных дыр как решение уравнений поля Эйнштейна для его общей теории относительности. К середине XX века астрономы впервые начали обнаруживать черные дыры, используя косвенные методы, которые заключались в наблюдении за их воздействием на окружающие объекты и пространство.

С 1980-х годов ученые изучали сверхмассивные черные дыры (SMBH), которые находятся в центре самых массивных галактик во Вселенной. А к апрелю 2019 года команда астрономов при помощи Телескопа Горизонта Событий (EHT) смогла получить первое в истории изображение такого объекта. Эти наблюдения дают возможность проверить законы физики в самых экстремальных условиях и дают представление о силах, которые сформировали Вселенную.

Самая близкая к Земле черная дыра

В новом исследовании ученые опирались на данные, полученные обсерваторией Gaia Европейского космического агентства (ЕКА). Эта миссия почти десятилетие измеряла положения, расстояния и собственные орбиты почти 1 миллиарда астрономических объектов, таких как звезды, планеты, кометы, астероиды и галактики.

Отслеживая движение объектов по мере того, как они вращаются вокруг центра Млечного Пути (метод астрометрии), миссия Gaia стремится создать самый точный из когда-либо созданных трехмерных космических каталогов. Авторы новой работы исследовали все 168 065 звезд в выпуске 3 данных Gaia (GDR3), которые имеют признаки двойных систем.

Их анализ выявил особенно многообещающего кандидата, желтую звезду G-типа, обозначенную Gaia DR3 4373465352415301632 – для своих целей команда обозначила ее Gaia BH1. Ученые определили, что эта звезда должна быть частью двойной системы, а ее компаньон — черная дыра. Этот объект имеет массу в 10 солнечных и, после подтверждения, может стать самой близкой к Земле черной дырой. Расстояние до двойной системы — около 1500 световых лет.