Смертельно опасный вирус африканских приматов способен переходить на человека

Исследователи Университета Колорадо в Боулдере протестировали малоизвестное семейство вирусов, уже поражающее диких африканских приматов. Оно способно вызывать смертельные симптомы, подобные лихорадке Эбола. Ученые обнаружили на культуре клеток человека, что вирус «готов распространиться» на людей. Ученые считают, что пока нет оснований для предсказания эпидемии, но необходимо контролировать контакты человека и животных носителей вируса.
Смертельно опасный вирус африканских приматов способен переходить на человека
Потенциальные носители вируса Simarterivirinae африканские красные колобусы. Википедия

Человек окружен вирусами. Не все они способны проникать в клетки человека. Не все способны вызвать заболевание. Но и опасных вирусов тоже много

Согласно новому исследованию Университета Колорадо в Боулдере малоизвестное подсемейство вирусов Simarterivirinae, уже распространившееся среди диких африканских приматов вызывает смертельные симптомы, подобные лихорадке Эбола. Сегодня болеют и некоторые обезьяны, например, красные колобусы. Ученые показали, что вирус уже сегодня может проникать в клетки человека и «готов распространиться» на людей.

Вирусы семейства Arterivirinae давно являются серьезной угрозой для азиатских макак. Но до настоящего времени не было зарегистрировано случаев заражения человека. Но авторы, проводят параллель с ВИЧ (предшественник которого возник у африканских обезьян) и призывают к бдительности: наблюдая сейчас за Arterivirinae и особенно за Simarterivirinae как у животных, так и у людей, мировое сообщество здравоохранения потенциально может избежать новой пандемии, считают ученые.

«Этот животный вирус выяснил, как получить доступ к человеческим клеткам, размножаться и избежать некоторых важных иммунных механизмов, которые, как мы ожидаем, защитят нас от вируса животного происхождения. Это довольно редко», — сказала ведущий автор работы Сара Сойер,

Опасное окружение

Среди животных по всему миру циркулируют тысячи уникальных вирусов, большинство из которых не вызывают никаких симптомов. Но в последние десятилетия все большее число вирусов стало переходить от животных к людям, нанося ущерб иммунным системам, у которых нет опыта борьбы с такими вирусами: это ближневосточный респираторный синдром (MERS) в 2012 году, коронавирус тяжелого острого респираторного синдрома (SARS-CoV) в 2003 году и SARS-CoV-2 (вирус, вызывающий COVID-19) в 2020 году.

В течение 15 лет ученые использовали лабораторные методы и образцы тканей диких животных со всего мира, чтобы выяснить, какие вирусы животных могут перейти к человеку.

В последнем исследовании авторы работы сосредоточились на Simarterivirinae, которые распространены среди свиней и лошадей, но недостаточно изучены среди нечеловеческих приматов. Особое внимание ученые уделили вирусу обезьяньей геморрагической лихорадки (SHFV), который вызывает смертельную болезнь, аналогичную болезни, вызванной вирусом Эбола, и вызывал смертельные вспышки в колониях макак, содержащихся в неволе, начиная с 1960-х годов.

Как вирусы проникают в клетку

Исследование показало, что рецептор CD163 в клетках обезьян играет ключевую роль при распространении вирусов Arterivirinae. Этот рецептор позволяет вирусу проникать в клетку и вызывать инфекцию. Проведя серию лабораторных экспериментов, исследователи обнаружили, что вирус «цепляется» и за человеческую версию CD163, проникая внутрь человеческих клеток и быстро создавая свои копии.

Авторы подчеркивают, что новая пандемия не является неизбежной, и общественность не должна тревожиться. Но они считают, что мировое сообщество здравоохранения должно уделить пристальное внимание изучению обезьяньих вирусов Arterivirinae. Необходимо разработать тесты на антитела в крови и внимательно наблюдать за людьми, тесно контактировавшими с животными-носителями.