Открыта новая редкая группа крови: она может спасти жизнь многим

Впервые этот редкий набор групп крови был обнаружен 40 лет назад. Теперь ученые получили больше информации о нем.
Открыта новая редкая группа крови: она может спасти жизнь многим

40 лет назад эту группу случайно открыли, но до сих пор о ней было известно очень мало. Теперь ученые раскрыли молекулярные особенности таинственной группы крови.

Смерть пары новорожденных позволила получить критическое представление о редком наборе групп крови, впервые обнаруженном у людей 40 лет назад. Новое исследование, раскрывающее молекулярную идентичность относительно новой группы крови, известной как Er-система, может, как мы надеемся, предотвратить подобные трагедии в будущем.

Новая группа крови

Типирование крови описывает наличие и отсутствие комбинаций белков и сахаров, которые покрывают поверхность наших эритроцитов. Хотя они могут служить разным целям, наш организм обычно использует эти антигены на поверхности клеток в качестве идентификационных маркеров, с помощью которых можно отделить себя от потенциально вредных захватчиков.

Мы лучше всего знакомы с системами групп крови АВО и резус-фактора (плюс или минус), во многом благодаря их первостепенной важности для подбора переливания крови. Но на самом деле существует множество различных систем групп крови, основанных на широком разнообразии антигенов клеточной поверхности и их вариантов.

Большинство основных из них были идентифицированы в начале XX века, хотя одна из последних под названием Er, была обнаружена только в 1982 году, заложив основу для 44-й группы крови. Шесть лет спустя была выявлена версия, получившая название Er b. Код Er3 использовался для описания отсутствия Er a и Er b.

Исследователи из Национальной службы здравоохранения Великобритании и его коллеги во главе с серологом NHSBT Ваней Караматиком Крю проанализировали кровь 13 пациентов с подозрительными антигенами. Они идентифицировали пять вариаций антигенов Er: известные варианты Er a, Er b, Er3 и два новых Er4 и Er5. Секвенируя генетические коды пациентов, ученые смогли точно определить ген, который кодирует белки клеточной поверхности. Удивительно, но это был ген, уже знакомый медицинской науке: PIEZO1.

Этот ген уже связан с несколькими известными заболеваниями. Мыши без этого гена умирают до рождения, а те, у которых ген отсутствует только в эритроцитах, в итоге получают гипергидратированные и хрупкие клетки крови. Исследователи подтвердили свои выводы, удалив PIEZO1 в клеточной линии эритробластов, предшественника красных кровяных телец, и протестировав антигены. Оказалось, что PIEZO1 необходим для добавления антигена Er на поверхность клетки.

Поскольку они обнаружили высокую распространенность варианта Er5 в африканских популяциях, исследователи подозревают, что этот вариант может помочь против малярии, как и некоторые другие редкие группы крови, обнаруженные у людей на этом континенте.