Всеобщее избирательное право снижает политическое насилие

Французский социолог Жан Лакруа опубликовал работу, в которой он проанализировал, как расширение избирательных прав влияет уровень политического насилия в обществе. Выводы, к котором пришел ученый, рассматривая влияние Закона об избирательных правах США 1965 года на уровень насилия, говорят о том, что расширение избирательных прав снижает политическое насилие.
Всеобщее избирательное право снижает политическое насилие
Мартин Лютер Кинг (в центре). Unsplash.com

Самое опасное во всеобщем избирательном праве, когда оно оказывается на деле, не «всеобщим», а выборочным

В новой работе французского социолога Жана Лакруа показано, что расширение избирательных прав может уменьшить политическое насилие. Но это крайне непростой процесс, который может сопровождаться вспышками насилия и обострением отношений в социуме. Особенно опасно, когда избирательное право предоставляется выборочно и, например, в соседних округах закон об избирательном праве трактуется по-разному. Исследователь обнаруживает это, рассматривая влияние Закона США об избирательных правах 1965 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Политологи давно обсуждают влияние предоставления избирательных прав на насилие. Теоретически, предоставление права голоса исторически бесправной группе имеет огромное значение для снижения вероятности насилия. Голосование дает тем, кто не удовлетворен статус-кво, возможность выразить неодобрение легально и выбрать новых должностных лиц. «Дайте нам избирательные бюллетени, и мы превратим преступления кровожадных толп в добрые дела порядочных граждан», — сказал Мартин Лютер Кинг в своей исторической речи перед Мемориалом Линкольна в 1957 году.

Проблемы всеобщего избирательного права

Но расширение права голоса смещает политическое равновесие. Такие изменения могут усилить стимулы элиты компенсировать потерю власти политическим насилием. Люди с новым правом голоса также могут прибегнуть к насилию, если они не увидят выгод, которых они ожидали от предоставления избирательных прав.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Президент Линдон Б. Джонсон подписал Закон об избирательных правах 6 августа 1965 года. Это резко изменило политическую ориентацию Соединенных Штатов, но его влияние на политическое насилие является спорным. Политическое насилие в стране было очень серьезным на протяжении 1960-х годов. Американцы стали свидетелями нескольких громких убийств (в том числе убийства президента Джона Кеннеди) и беспорядков, которые вспыхивали на протяжении десятилетия в таких городах, как Бирмингем, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Цинциннати и Атланта. Только в ночь убийства Мартина Лютера Кинга беспорядки произошли более чем в 100 городах США.

Закон об избирательных правах запрещал дискриминацию при голосовании, но изменения в соответствии с законом распространялись не на все юрисдикции (штаты и округа) в равной степени. Закон требовал от охваченных его действием юрисдикций приостановить любую практику, ограничивающую регистрацию избирателей. Юрисдикция обязана была получить предварительное разрешение федерального правительства при любом изменением практики голосования, и во многих случаях федеральные чиновники приезжали для регистрации недопущенных к выборам избирателей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не раз оказывалось, что округа, подпадающие под Закон об избирательных правах, располагались рядом с округами, которые могли уклониться от его выполнения. Такие трудности традиционно связаны с относительной свободой каждого штата определять свои законы и решать, кто может голосовать на выборах, а кто нет. Например, типичным ограничением был отказ от участия в выборах неграмотным, нищим и заключенным (в США до сих пор заключенные и вышедшие из заключения могут голосовать только в двух штатах (Mэн и Вермонт).

И все-таки расширение избирательного права смягчает насилие

Исследователь сравнил данные о политическом насилии между округами, охваченными и неохваченными, Законом 1965 года. Он обнаружил, что Закон об избирательных правах вдвое сократил как количество случаев фактического политического насилия, так и вероятность того, что поднимутся новые волны беспорядков. В округах, подпадающих под действие Закона, граждане голосовали, выражая свои политические взгляды, в то время как в округах, уклонившихся от выполнения федерального закона, граждане продолжали применять насилие.

«В нынешнем контексте растущего недовольства демократией понимание связи между голосованием и насилием имеет чрезвычайную важность», — говорит Жан Лакруа. — «Многие страны по-прежнему ограничивают доступ к голосованию. Прекращение такой политики могло бы побудить всех граждан больше участвовать в голосовании и меньше полагаться на насилие как на политическую акцию».