NASA прощается с марсианским модулем InSight

Модуль InSight опустился на Марс 26 ноября 2018 года. Время его работы истекает. Солнечные батареи заметает пыль. Питания почти не осталось. NASA сообщает, что вероятнее всего InSight и его главный инструмент — сейсмометр — прекратят работу в ближайшие недели. InSight сделал огромное дело в исследовании Марса: он «заглянул» в глубины планеты и зарегистрировал ее сейсмическую активность.
NASA прощается с марсианским модулем InSight
Круглые солнечные батареи покрыты плотной мелкодисперсной пылью. Она почти не пропускает солнечное излучение. Батареи практически перестали работать. NASA

InSight сделал огромное дело. После его работы мы четко понимаем, что Марс — живая планета, — в его недрах сейсмическая активность не умерла

Приближается день, когда посадочный модуль NASA Mars InSight замолчит, завершив свою историческую миссию. Производство электроэнергии модулем продолжает снижаться по мере того, как пыль засыпает панели солнечных батарей. Команда модуля предприняла все возможные шаги, чтобы продолжать работу на оставшейся мощности. Но конец наступит в ближайшие недели.

Несмотря на то, что модуль пока работает, его операционная группа — это 25–30 человек, совсем немного по сравнению с другими марсианскими миссиями — начала предпринимать шаги, чтобы корректно завершить работу.

Сохранение данных

InSight. Круглые солнечные батареи и сейсмометр — главный инструмент всей миссии (в левом нижнем углу))
NASA, JPL

Самым важным из последних шагов миссии InSight является сохранение массива данных и предоставление доступа к ним исследователям по всему миру. Данные модуля дали подробную информацию о внутренних слоях Марса, его жидком ядре, остатках в основном потухшего магнитного поля, о погоде в этой части Марса и о большом количестве марсотрясений.

Сейсмометр InSight, предоставленный Национальным центром космических исследований Франции (CNES), обнаружил более 1300 марсотрясений с момента приземления посадочного модуля в ноябре 2018 года. Самое крупное имело магнитуду 5.

InSight даже зафиксировал сейсмические колебания от ударов метеоритов. Наблюдение за тем, как меняются сейсмические волны от марсотрясений, когда они проходят через планету, дает бесценный взгляд на внутреннюю часть Марса и позволяет лучше понять, как формируются все каменистые миры, включая Землю и Луну.

Управление мощностью

Уже летом у посадочного модуля оставалось так мало энергии, что миссия отключила все научные инструменты InSight, чтобы только сейсмометр продолжал работать. Ученые отключили даже систему защиты от сбоев, которая иначе автоматически отключила бы сейсмометр, поскольку выработка энергии посадочным модулем уже опасно низка.

Во время последней бури, которая еще насыпала пыли на солнечные панели, команда решила полностью отключить сейсмометр, чтобы сэкономить электроэнергию. Когда шторм закончился, сейсмометр был включен. Сейчас он снова собирает данные, хотя все понимают, что миссия идет к концу.

Последние недели

InSignt. Взгляд с орбиты Марса

NASA объявит о завершении миссии, когда InSight пропустит два последовательных сеанса связи с аппаратом на околомарсианской орбите, который является частью ретрансляционной сети. Но и после этого сеть NASA Deep Space Network на всякий случай будет какое-то время слушать InSight.

Героических мер по восстановлению связи с InSight не будет. Хотя событие, которое спасет миссию, — скажем, сильный порыв ветра, очищающий панели, — не исключено, но исследователи считают это маловероятным.

InSight остается на связи, сейсмометр работает, команда продолжает сбор данных. «Мы будем проводить научные измерения столько, сколько сможем», — сказал Брюс Банердт, сотрудник Лаборатории реактивного движения, член команды InSight. — «Мы во власти Марса. Погода на Марсе — это не снег и дождь, погода на Марсе — это пыль и ветер».

Мы на портале следили за работой InSight на протяжении всех четырех лет и посвятили его открытиям, трудностям и победам десятки материалов. Мы прощаемся с модулем. Жаль, что сегодня нет никого, кто подошел бы и просто смахнул пыль с его батарей. Но будем надеяться, что все впереди.