Обнаружена ближайшая к Солнцу черная дыра: до нее 1600 световых лет

Астрономы с помощью телескопа Gemini North на Гавайях обнаружили ближайшую к Земле черную дыру, которую исследователи назвали Gaia BH1. Эта черная дыра массой примерно в 10 раз больше массы Солнца расположена примерно в 1600 световых годах от нас в созвездии Змееносца. Она в два раза ближе к Земле, чем предыдущий рекордсмен, рентгеновская двойная система в созвездии Единорога.
Обнаружена ближайшая к Солнцу черная дыра: до нее 1600 световых лет
Двойная система: звезда и черная дыра звездной массы.

Черные дыры, чья масса лишь в несколько раз превышает массу Солнца, встречаются достаточно часто: только в Млечном Пути их насчитывается около 100 миллионов, но найти их совсем не просто

На сегодняшний день подтверждено лишь несколько черных дыр звездной массы. Почти все они являются «активными», то есть они ярко светятся в рентгеновских лучах, поскольку поглощают материал звезды-компаньона, в отличие от «спящих» черных дыр, которые этого не делают.

Астрономы с помощью телескопа Gemini North на Гавайях обнаружили ближайшую к Земле черную дыру, которую исследователи назвали Gaia BH1. Эта «спящая» черная дыра весит примерно в 10 раз больше массы Солнца и расположена примерно в 1600 световых годах от нас в созвездии Змееносца. Она примерно в два раза ближе к Земле, чем предыдущий рекордсмен, — черная дыра в рентгеновской двойной системе в созвездии Единорога.

Новое открытие стало возможным благодаря тщательным наблюдениям за движением компаньона черной дыры. Это солнцеподобная звезда, которая вращается вокруг черной дыры примерно на том же расстоянии, что и Земля вокруг Солнца.

«Возьмите Солнечную систему, поместите черную дыру туда, где находится Солнце, и Солнце туда, где Земля, и вы получите эту систему», — объяснил Карим Эль-Бадри, астрофизик из Центра астрофизики Гарвардского и Смитсоновского институтов, ведущий автор работы. — «Хотя было много сообщений об обнаружении подобных систем, почти все эти открытия впоследствии были опровергнуты. Это первая однозначно подтвержденная находка солнцеподобной звезды на широкой орбите вокруг черной дыры звездной массы в нашей галактике».

Одна из миллиона

Черная дыра в созвездии Единорога

В нашем Млечном Пути бродят миллионы черных дыр звездной массы. Но были обнаружены лишь немногие. Их находят благодаря их энергетическим взаимодействиям со звездой-компаньоном в двойных системах. По мере того, как материал от ближайшей звезды движется по спирали к черной дыре, он перегревается и генерирует мощные рентгеновские лучи и струи материала. Именно такой является предыдущий рекордсмен — черная дыра в созвездии Единорога, расстояние до которой 3460 световых лет.

Открытие «спящей» черной дыры является гораздо более редким событием.