Лингвисты проанализировали работу нацистской пропаганды до и во время Холокоста в 1927-1945 годах

Лингвистический анализ, проведенный учеными Стэнфордского университета показал, что антиеврейская нацистская пропаганда в Германии со временем менялась. Пропаганда до начала Холокоста в 1941 году дегуманизировала евреев и показывала их как «не людей». Но после начала Холокоста пропаганда изменилась: она наоборот показывала евреев как людей, но злонамеренных и опасных, от которых необходимо защищаться.
Лингвисты проанализировали работу нацистской пропаганды до и во время Холокоста в 1927-1945 годах
BScar23625, Flikr, CC0 (https://creativecommons.org/publicdomain/zero/1.0/)

Если процесс «обесчеловечивания» другой нации происходит постепенно и постоянно, он достигает успеха, даже если первоначально человек совершенно не готов принять страшные выводы, к которым его постепенно подводит пропаганда

Лингвистический анализ нацистской пропаганды, проведенный учеными Стэнфордского университета показывает, что антиеврейская пропаганда в Германии менялась в период от 1927 до 1945 года. Пропаганда до начала Холокоста в 1941 году изображала евреев, скорее, как «не людей», напротив после начала Холокоста евреи «стали людьми», но злонамеренными и опасными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Широко распространено мнение, что дегуманизация является предвестником массового насилия. Многие считают, что дегуманизация способствует насилию, снимая моральные запреты. Но лишь немногие исследования действительно изучали эмпирические доказательства этой идеи.

Чтобы лучше понять роль дегуманизации в массовом насилии, лингвисты Стэнфорда провели лингвистический анализ нацистской пропаганды, в том числе сотен плакатов, брошюр, газет и расшифровок политических речей до и во время Холокоста. Исследователи оценили распространенность определенных терминов, связанных с психическим состоянием, проводя различие между терминами, связанными со способностью к действию, такими как «планировать» или «думать», и терминами, связанными с опытом, такими как «больно» или «наслаждаться».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полученные данные свидетельствуют о том, что пропаганда до Холокоста постепенно отрицала способность евреев испытывать основные человеческие эмоции и ощущения. Это вполне соответствует представлению о том, что дегуманизация ведет к снятию моральных ограничений. Но после начала Холокоста в 1941 году многое меняется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дегуманизация меняется на описание злонамеренности после начала Холокоста

Надпись Arbeit Macht Frei в Освенциме
Надпись Arbeit Macht Frei в Освенциме
Википедия
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пропаганда во время Холокоста все чаще использовала язык, описывающий злонамеренность евреев. Они все чаще демонизировались и изображались как обладающие способностью к опасным действиям. Исследователи предполагают, почему произошел этот сдвиг. Возможно, это соответствовало попыткам изобразить евреев как источник угрозы. Это обеспечило рационализацию отношения к ним, чтобы успокоить нацистских исполнителей, которые были травмированы своим опытом убийства евреев.

В целом эти результаты показывают, что динамика дегуманизации, связанной с массовым насилием, может меняется со временем.

Авторы отмечают, что их анализ включал ограниченные данные за некоторые периоды времени, особенно за самые важные месяцы, предшествовавшие началу Холокоста в июле 1941 года. Будущие исследования могли бы устранить эти ограничения и дополнительно изучить динамику дегуманизации как во время Холокоста, так и в других контекстах геноцида.