Смерть звезды выявила черную дыру в центре карликовой галактики

Международная группа астрономов под руководством ученых из Калифорнийского университета в Санта-Круз сообщила об открытии черной дыры промежуточной массы в карликовой галактике на расстоянии 850 миллионов световых лет от Земли. Ученые смогли оценить массу и размер черной дыры. Открытие имеет большое значения для понимания эволюции галактик.
Смерть звезды выявила черную дыру в центре карликовой галактики
Ультрафиолетовая камера Хаббла увидела кольцо из звезд, формирующееся вокруг ядра галактики, где находится черная дыра AT 2020neh. NASA

Смерть звезды не только осветила целую галактику, но дала астрономам неожиданный инструмент для исследования эволюции Вселенной

Международная группа астрономов под руководством ученых из Калифорнийского университета в Санта-Круз, Института Нильса Бора при Копенгагенском университете и Университета штата Вашингтон сообщила об открытии черной дыры промежуточной массы в карликовой галактике на расстоянии 850 миллионов световых лет от Земли.

Астрономы наблюдали событие, произошедшее в галактике SDSS J152120.07+140410.5. Звезда слишком близко подошла к черной дыре в центре галактики и была разорвана приливными силами. Вспышку зарегистрировали сразу несколько обсерваторий.

Процесс разрушения был быстрым, но астрономы смогли оценить размер черной дыры и ее массу.

«Это открытие вызвало всеобщее волнение, потому что теперь мы сможем использовать события приливного разрушения не только для обнаружения большего количества черных дыр промежуточной массы в карликовых галактиках, но и для измерения их масс», — сказал соавтор работы Райан Фоули.

«Тот факт, что мы смогли запечатлеть черную дыру промежуточной массы, когда она пожирала звезду, дал нам замечательную возможность обнаружить то, что в противном случае было бы скрыто от нас», — сказала Шарлотта Ангус, ведущий автор работы. — «Более того, мы можем использовать свойства самой вспышки, чтобы лучше понять эту трудную для наблюдения группу черных дыр промежуточной массы, которая, возможна, составляет большинство черных дыр в центрах галактик».

Эволюция галактик

Сверхмассивные черные дыры находятся в центрах всех крупных галактик, включая наш Млечный Путь. Астрономы предполагают, что эти массивные объекты, масса которых в миллионы или миллиарды раз превышает массу Солнца, могли вырасти из черных дыр «промежуточной массы» с массой от тысяч до сотен тысяч солнечных. То есть черных дыр, подобных той, которую зарегистрировали и описали в своем исследовании астрономы.

Одна из теорий того, как образовались сверхмассивные черные дыры, состоит в том, что ранняя Вселенная состояла из карликовых галактик с черными дырами промежуточной массы. Постепенно эти карликовые галактики сливались или их поглощали более массивные галактики. И ядра галактик объединялись, создавая в центре растущей галактики сверхмассивную черную дыру.

«Если мы сможем понять эволюцию черных дыр промежуточной массы — сколько их и где они расположены, — мы сможем определить, верны ли наши теории образования сверхмассивных черных дыр», — сказал соавтор работы Энрико Рамирес-Руис.