Археологи доказали, что впервые огонь для приготовления еды использовался 780 тысяч лет назад

Международная команда ученых, возглавляемая археологами Еврейского университета Иерусалима, обнаружила следы приготовления рыбы на контролируемом огне. Вымерший вид карпа готовили предки человека разумного — гоминины Homo Erectus на озере Хула в Леванте 780 тысяч лет назад. Это на 600 тысяч лет раньше, чем предыдущие свидетельства приготовления пищи на огне.
Приготовление карпа Luciobarbus longiceps 780 тысяч лет назад. Реконструкция. Tel Aviv University

Если мы скажем, что именно приготовление пищи на огне сделало человека человеком, мы не ошибемся

Международная команда археологов, которую возглавили ученые Еврейского университета Иерусалима и Тель-Авивского университета, нашла самые ранние свидетельства приготовления пищи предками человека гоминидами Homo Erectus. Ученые обнаружили, что огромного двухметрового карпа приготовили на огне при контролируемой температуре от 200 до 500 градусов Цельсия. Это произошло на берегу озера Хула в Израиле 780 000 лет назад. Прежде известные самые ранние свидетельства приготовления пищи датировались 170 000 лет назад и были связаны уже с Homo Sapiens.

Новое исследование говорит о том, что пищу на огне предки Homo Sapiens гоминиды Homo Erectus готовили на 600 000 лет раньше. Кости гигантского карпа были найдены при археологических раскопках Гешер Бенот Иаков в Израиле.

Стоянки Homo Erectus
Стоянки Homo Erectus. Гешер Бенот Иаков (GBY Israel) выделен красным
Tel Aviv University

Рыба в жизни Homo erectus

Соавторы работы доктор Зохар и доктор Прево говорят: «Это исследование демонстрирует огромное значение рыбы в жизни доисторических людей для их питания и экономической стабильности. Изучая останки рыбы, найденные в Гешер Бенот Иаков, мы впервые реконструировали популяцию рыб древнего озера Хула и показали, что в озере обитали виды рыб, которые со временем вымерли».

Иллюстрация приготовления пищи гоминидами. Женщина Homo Erectus готовит Luciobarbus longiceps на берегу палеоозера Хула.
Illustration by Ella Maru) Tel Aviv University

Ученые добавляют: «Эти виды рыб включали гигантских карпов, достигавших 2 метров в длину. Большое количество рыбных остатков, найденных на этом участке, доказывает что ранние люди постоянно употребляли рыбу в пищу. Новые находки демонстрируют не только важность озер, рек и рыбы, которая в них обитала, для пропитания доисторического человека, но также иллюстрируют способность доисторических людей управлять огнем, чтобы готовить пищу, и их понимание преимуществ приготовления рыбы перед ее употреблением».

Как археологи определили, что рыба была приготовлена на огне

Голова гигантского карпа
Голова вымершего гигантского карпа
Steinhardt Museum of Natural History

Исследователи сосредоточились на глоточных зубах (они используются карповыми рыбами для измельчения твердой пищи, например, раковин). Эти зубы были обнаружены в большом количестве в разных археологических слоях в Гешер Бенот Иаков. Изучая структуру кристаллов, образующих эмаль зубов (размер которых увеличивается под воздействием тепла), исследователи смогли доказать, что рыба, пойманная в древнем озере Хула, подвергалась воздействию температур, подходящих для приготовления пищи, а не просто была брошена в огонь.

Соавтор работы профессор Горен-Инбар говорит: «Тот факт, что рыбу постоянно готовили в течение длительного периода на этом месте, указывает на целую традицию приготовления пищи. Это еще одно из серии открытий, показывающих высокие когнитивные способности ашельских охотников-собирателей, живших в древней долине озера Хула».

Как жареная рыба сделала человека человеком

Соавторы работы профессор Гершкович и доктор Зохар отмечают, что переход от употребления сырой пищи к приготовленной имел решающее значение для человеческого развития и поведения. Употребление приготовленной пищи сокращает энергию, необходимую для расщепления и переваривания, что позволяет развиваться другим физическим системам организма. Это приводит к изменениям в строении челюсти и черепа человека. Это освобождает людей от ежедневной интенсивной работы по поиску сырой пищи, давая им время для разработки новых социальных и поведенческих систем.

Некоторые ученые рассматривают употребление в пищу именно рыбы, как толчок в эволюции когнитивного развития человека. Рыба могла стать катализатором развития человеческого мозга. И именно поедание рыбы, приготовленной на огне, сделало человека человеком. Сегодня широко известно, что рыба содержит омега-3 жирные кислоты, цинк, йод и многое другое, что в значительной степени способствует развитию мозга.