Ученые собираются создавать вымирающих носорогов из стволовых клеток

Суматранский носорог находится под угрозой исчезновения, а программы по его разведению проходят безуспешно. Однако, кажется, у вида есть шанс, так как исследователи создали индуцированные плюрипотентные стволовые (иПС) из генетического материала самца. Но что это значит?
Ученые собираются создавать вымирающих носорогов из стволовых клеток
Ben Jastram, Leibniz-IZW

Авторы работы надеются создать сперму вымирающего вида, чтобы искусственно оплодотворять оставшихся самок

Суматранский носорог когда-то был широко распространен по всей Юго-Восточной Азии, но сейчас на Земле осталось менее 80 особей. Потеря среды обитания и браконьерство (охото на рог животного) являются основными угрозами существованию животного. К сожалению, как бы ученые не пытались, усилия по сохранению не были столь успешными,так как животные не процветают в неволе и почти не размножаются.

Долгожданная помощь

Чтобы оказать поддержку вида, ученые из Центра молекулярной медицины Макса Дельбрюка (MDC), Германия, обратились к лабораторным технологиям. Они создали иПС клетки, которые могут стать практически любой другой клеткой в организме. Создать иПС можно из любой зрелой клетки, в этом исследовании команда создала их из клеток кожи, взятых у Кертама, последнего самца суматранского носорога в Малайзии, который умер в 2019 году.

Было обнаружено, что полученные иПС успешно продуцируют клетки из трех зародышевых слоев – энтодермы, мезодермы и эктодермы, – которые, в свою очередь, могут дать начало всем тканям и органам животного. Исследователи также использовали стволовые клетки для выращивания церебральных органоидов – по сути, миниатюрных мозгов носорога – в лабораторных чашках. В рамках тестов были обнаружены все нейронные маркеры, указывающие на потенциал этих клеток для производства сложных органов.

Клетка мозга носорога
Silke Frahm-Barske, Max Delbrück Center

Но, конечно, наиболее важным выводом из этой работы является то, что иПС клетки могут быть использованы для повышения успеха разведения суматранских носорогов и увеличения их генетического разнообразия.

«Мы сохранили генетическую информацию Кертама и создали возможность производить жизнеспособные сперматозоиды для размножения в будущем», — сказала Вера Живица, первый автор исследования. «Поскольку качество спермы, собранной у суматранских носорогов, оставляет желать лучшего непосредственно после извлечения и еще хуже после криоконсервации и размораживания, сперматозоиды, полученные in vitro, предлагают отличную альтернативу вспомогательному разведению суматранских носорогов в целом».