Доказано: загрязненный воздух изменяет ткани легких, влияя на иммунную систему

По мере того, как мы становимся старше, наше здоровье постепенно ухудшается. Тело стареет, образуются морщины, обмен веществ замедляется, а наша иммунная система ослабевает. Однако многие процессы, которые мы принимаем за естественное старение, на самом деле вызваны факторами окружающей среды.
Доказано: загрязненный воздух изменяет ткани легких, влияя на иммунную систему

Эта работа в очередной раз показывает, насколько серьезна проблема загрязнения воздуха

Новое исследование, проведенное учеными из Медицинского центра Ирвинга Колумбийского университета, США, указало на явную связь между воздействием загрязнения воздуха и ослаблением функции легких бороться с респираторными инфекциями. Полученные результаты проливают свет на то, почему пожилые люди особенно уязвимы к респираторным заболеваниям, таким как COVID-19 и грипп.

Легкие против окружающего мира

Загрязненный воздух сильно влияет на наши легкие

Ученые занялись изучением вопроса более десяти лет назад. Изначально это было исследование иммунных клеток в лимфоидной ткани умерших доноров. Первоначальные данные указали на нечто неожиданное: ткань лимфатических узлов легких у некурящих выглядела совсем иначе, чем лимфатические узлы в других частях тела.

«Когда мы смотрели на лимфатические узлы людей, мы были поражены тем, как много узлов в легких имели черный цвет, в то время как узлы в желудочно-кишечном тракте и других областях тела были типичного бежевого цвета», — объяснила Донна Фарбер, ведущий исследователь проекта.

Так авторы работы решили изучить больше легочной лимфатической ткани от различных доноров и быстро обнаружили закономерность. Чем моложе лимфатический узел, тем светлее он был по цвету. И когда исследователи внимательнее присмотрелись к почерневшей лимфатической ткани, они обнаружили, что она была заполнена частицами загрязненного воздуха.

О чем говорит новое исследование

изображение лимфатических узлов легких
Donna Farber / Columbia University Irving Medical Center

Чтобы лучше понять закономерность, ученые изучили ткань лимфатических узлов как из легких, так и из кишечника 84 умерших доноров в возрасте от 11 до 93 лет.

Первое важное наблюдение состояло в том, что ткань лимфатических узлов легких у людей становилась все более черной по мере того, как человек становился старше, но ткань из кишечника, не демонстрировала таких же возрастных изменений. Увеличив изображение лимфатических узлов легких, быстро стало ясно, что частицы загрязняющих веществ были обнаружены внутри важнейших иммунных клеток.

«Эти иммунные клетки просто забиты частицами и не могут выполнять важные функции, которые помогают защитить нас от патогенов», — сказала Фарбер.

Частиц загрязнения воздуха было особенно много в иммунных клетках, называемых макрофагами. Эти клетки подобны солдатам на передовой, уничтожающим бактерии и сметающим мертвые клетки. Макрофаги также действуют как важнейшие иммунные сигнальные клетки, выделяя молекулы для вызова подкрепления от других иммунных клеток.

Новые данные указывают на то, что частицы загрязнения воздуха могут накапливаться в легочных узлах, которые вырабатывают макрофаги, и это ухудшает их функцию. Таким образом, при длительном воздействии загрязненного воздуха наши легкие в конечном счете теряют способность бороться с патогенами, делая нас более восприимчивыми к респираторным инфекциям.