Ископаемые ДНК из средневекового немецкого города рассказали о происхождении евреев-ашкенази

Международная группа ученых, под руководством археологов Еврейского университета Иерусалима, исследует следы процветавшей средневековой еврейской общины евреев-ашкенази XIV века в Эрфурте, Германия. Исследование ДНК на зубах показало, что еврейская община Эрфурта была генетически более разнообразной, чем современные евреи-ашкенази.
Раскоп еврейской общины XIV века в Эрфурте, Германия. https://www.biorxiv.org/content/10.1101/2022.05.13.491805v1.full.pdf

Обычно сокращение генетического разнообразия происходит, если популяция проходит через «бутылочное горло» — резкое сокращение численности популяции. Скорее всего, с евреями-ашкенази случилось что-то подобное

Международная группа ученых, которую возглавили археологи из Еврейского университета Иерусалима, провела анализ ископаемой ДНК из зубов захоронения некогда процветавшей средневековой общины евреев-ашкенази в Эрфурте, Германия. Ученые показали, что еврейская община Эрфурта была более генетически разнообразной, чем современные евреи-ашкенази, живущие в США или Израиле.

Около половины евреев сегодня идентифицируются как ашкенази, то есть, они происходят из популяции евреев, живших в Центральной или Восточной Европе. Первоначально термин «ашкенази» использовался для обозначения только культурной группы евреев, поселившихся в X веке в Рейнской области Германии.

«Сегодня, если вы сравните евреев-ашкенази из США и Израиля, вы увидите, что они очень похожи генетически», — сказал соавтор работы профессор Шай Карми. Но в отличие от сегодняшнего генетического единообразия оказывается, что 600 лет назад сообщество евреев-ашкенази было более разнообразным.

Изучив древнюю ДНК 33 евреев-ашкенази из средневекового Эрфурта, ученые обнаружили, что общину можно разделить на две генетических группы. Первая больше похожа на выходцев с Ближнего востока, а вторая, скорее, похожа на европейцев. Это генетическое разнообразие у современных евреев-ашкенази больше не встречается.

Еврейская община средневекового Эрфурта

Тора
Unsplash.com

Средневековая еврейская община Эрфурта существовала между XI и XV веками, с коротким перерывом после резни 1349 года. Это была процветающая община, одна из крупнейших в Германии. После изгнания всех евреев в 1454 году город построил на месте еврейского кладбища зернохранилище. В 2013 году, когда зернохранилище пустовало, городские власти разрешили построить на его месте парковку. Но прежде, чем начнется строительство, должны быть проведены охранные археологические раскопки.

«Наша цель состояла в том, чтобы заполнить пробелы в нашем понимании ранней истории евреев-ашкенази с помощью данных древней ДНК», — пояснил Карми. Исследование древней ДНК является мощным инструментом исторической демографии, но древняя еврейская ДНК практически недоступна для исследования, поскольку еврейский закон запрещает раскопки захоронений. Но с одобрения местной еврейской общины Эрфурта исследовательская группа собрала зубы останков, захороненных на еврейском кладбище XIV века.

Митохондриальная Ева евреев-ашкенази

Исследователи обнаружили, что событие, которое делает всех сегодняшних евреев-ашкенази потомками небольшой группы населения, произошло еще до XIV века. Например, исследуя митохондриальную ДНК, генетический материал, который мы наследуем от наших матерей, ученые обнаружили, что у трети останков, собранных во время раскопок во Эрфурте, одна и та же митохондриальная ДНК. Это значит, что еврейское население ашкенази было настолько малочисленным, что треть жителей Эрфурта произошли по материнской линии от одной женщины.

По крайней мере, восемь человек из Эрфурта несли генетические мутации, распространенные у современных евреев-ашкенази, но редко встречающиеся в других популяциях, что является отличительной чертой события-основателя евреев-ашкенази.

«Евреи в Европе были религиозным меньшинством, которое подвергалось социальной сегрегации и периодическим преследованиям», — пишут ученые. Хотя резня практически уничтожила еврейскую общину Эрфурта в 1349 году, евреи вернулись через пять лет, и их община стала одной из крупнейших в Германии.

Как исследовать древнюю еврейскую ДНК

Public Domain

Команда считает, что проведенное исследование поможет определить этическую основу для изучения древней еврейской ДНК. Многие вопросы остаются без ответа. Например, неясно как средневековые еврейские общины ашкенази стали генетически дифференцированными, как ранние евреи-ашкенази относились к евреям-сефардам и как современные евреи относятся к евреям из древней Иудеи.

На сегодня это самое крупное исследование древней еврейской ДНК, но оно ограничено одним кладбищем и одним периодом времени. Тем не менее, ученые обнаружили неизвестные ранее генетические подгруппы у средневековых евреев-ашкенази. Исследователи надеются, что их исследование проложит путь к будущему анализу образцов из других мест, в том числе античного периода.

«Эта работа также дает образец того, как совместный анализ данных современной и древней ДНК может пролить свет на прошлое», — заключил соавтор работы Дэвид Райх из Гарвардского университета. — «Подобные исследования открывают большие перспективы и разрабатывают методы не только для понимания еврейской истории, но и для любой другой популяции».