Астрономы обнаружили экзопланеты, на которых могут быть водные миры

Астрономы Университета Монреаля провели исследование двух экзопланет обнаруженных космическим телескопом Kepler. Повторный анализ с помощью телескопа Хаббл показал, что эти планеты состоят в основном из воды. Атмосфера этих планет — горячий водяной пар. Вокруг родительской звезды, вероятно, вращается и более далекая планета, где не так жарко и на ней вполне может быть жидкая вода.
Астрономы обнаружили экзопланеты, на которых могут быть водные миры
Планета с атмосферой из водяного пара. Реконструкция. ESA

Может быть, придуманный Кевином Костнером «водный мир», и не совсем фантазия

Согласно новому исследованию, две планеты, обнаруженные еще космическим телескопом NASA Kepler в 2014 году состоят в основном из воды. Это — «водные миры» - теоретически предсказанный, но до сих пор не найденный тип экзопланет.

Две экзопланеты, названные Kepler-138c и Kepler-138d, вращаются вокруг звезды, расположенной на расстоянии около 218 световых лет от Земли в созвездии Лиры. Ученые, заинтригованные данными космического телескопа Kepler за 2014 год, решили повторно исследовать эти планеты с помощью космического телескопа Хаббл, добавили данные уже не работающего телескопа Спитцер и получили ответ на вопрос: из чего состоят эти планеты? Ответ оказался довольно неожиданный: эти экзопланеты состоят в основном из воды.

«Мы думали, что эти планеты, которые немного больше Земли, состоят из металла и камня, и поэтому мы назвали их суперземлями», — говорит Бьорн Беннеке, астрофизик из Университета Монреаля, соавтор новой работы. — «Но теперь мы показали, что планеты, Kepler-138c и d, вероятно, состоят из воды. Мы впервые наблюдаем планеты, которые можно с уверенностью идентифицировать как водные миры. Этот тип планет теоретически описан уже давно, но мы его еще не видели».

Пока существует возможность, что планеты все-таки не «водные». Но это маловероятно. Исследователи смогли рассчитать плотность каждой планеты: каждая из них примерно в три раза больше Земли по объему, но только в два раза больше по массе, что делает их намного менее плотными, чем наш мир. Низкая плотность предполагает, что до половины каждой планеты состоит из чего-то более тяжелого, чем водород и гелий газовых гигантов, но более легкого, чем металл и камень. Остается самая реальная возможность — это вода.

Схема планеты Kepler-138d
ESA

Горячая Европа

Исследователи предполагают, что эти две планеты похожи на ледяные луны Юпитера и Сатурна, которые могут скрывать океан жидкой воды под ледяной оболочкой. Но миры Kepler-138с и Kepler-138d намного горячее, чем спутники гигантов Солнечной системы.

«Представьте себе более крупные версии Европы или Энцелада, богатые водой, но расположенные гораздо ближе к своей звезде», — говорит соавтор работы Кэролайн Пиоле, — «Температура в атмосферах Kepler-138c и Kepler-138d, вероятно, выше точки кипения воды, и мы ожидаем, что она состоит из пара». Но ученые считают, что под этим паром может быть жидкая вода, хотя, возможно, перегретая под большим давлением.

А если посмотреть немного дальше от родительской звезды?

Данные, полученные астрономами, указывают и на более далекую от родительской звезды — четвертую планету. Если ее откроют, — она получит название Kepler-138e. Это небольшая планета, делающая оборот вокруг звезды за 38 дней на таком расстоянии, где на поверхности может быть жидкая вода. (Kepler-138с и d совершают оборот каждые 10 и 14 дней соответственно.)

«Как только наши инструменты и методы станут достаточно чувствительными, чтобы находить и изучать планеты, которые находятся далеко от своих звезд, мы будем находить все больше водных миров, таких как Kepler-138c и d», — сказал Беннеке. Новые инструменты дадут ответ и на новый вопрос: есть ли на Kepler-138e жидкая вода.