Астрономы нашли планетную систему, где сразу две экзопланеты размером с Землю вращаются в обитаемой зоне

Спутник NASA TESS идентифицировал экзопланету, получившую название TOI 700 e. Она вращается в обитаемой зоне своей звезды. Размер планеты составляет 95% размера Земли и, вероятно, она каменная, а не газовая. Астрономы ранее обнаружили в этой системе три планеты, названные TOI 700 b, c и d. Планета d также вращается в обитаемой зоне.
На реконструкции планета TOI 700 d выглядит очень похожей на Землю. NASA

Астрономы находят все новые и новые относительно легкие планеты (размером с Землю) в обитаемых зонах своих звезд. Уже ясно, что таких планет миллионы только в нашей галактике. И высока вероятность, что хотя бы на некоторых из них есть жизнь

Используя данные спутника NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS), астрономы идентифицировали экзопланету размером с Землю. Она получила имя TOI 700 e. Планета вращается в обитаемой зоне своей звезды, то есть на расстоянии, где жидкая вода может находиться на поверхности планеты. Размер планеты составляет около 95% размера Земли и, вероятно, планета каменная.

«TOI 700 — одна из немногих известных нам систем с несколькими небольшими планетами в обитаемой зоне», — сказала Эмили Гилберт, научный сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA в Южной Калифорнии. — «Это делает систему TOI 700 очень интересной для дальнейших исследований. Планета TOI 700 e примерно на 10% меньше планеты d, то есть TESS помогает нам находить все меньшие и меньшие миры».

Обитаемые зоны

Планетная система TOI 700

TOI 700 — это маленькая холодная карликовая звезда класса M, расположенная примерно в 100 световых годах от нас в южном созвездии Золотой Рыбы. В 2020 году Гилберт и другие астрономы объявили об открытии планеты d размером с Землю в обитаемой зоне, которая находится на 37-дневной орбите вместе с двумя другими мирами.

Самая близкая к звезде планета, TOI 700 b, составляет около 90% размера Земли и обращается вокруг звезды каждые 10 дней. TOI 700 c более чем в 2,5 раза больше Земли и совершает полный оборот за 16 дней. Планеты, вероятно, заблокированы приливными силами и совершают только один оборот вокруг своей оси за год, — так что одной стороной они всегда обращены к звезде, точно так же, как одна сторона Луны всегда обращена к Земле.

TESS отслеживает каждый сектор неба примерно 27 дней подряд, и только потом «переводит взгляд». Эти долгие наблюдения позволяют спутнику отслеживать изменения звездной яркости, вызванные планетой, закрывающей ее звезду. Такое событие называется транзитом. Миссия использовала эту стратегию для наблюдения за южным небом, начиная с 2018 года, прежде чем повернуться к северному небу. В 2020 году TESS снова повернулся к южному небу для дополнительных наблюдений. Дополнительный год позволил команде уточнить первоначальные размеры планет, которые оказались примерно на 10% меньше первоначальных расчетов.

TOI 700 e также может быть заблокирован приливными силами звезды, тогда она совершает оборот вокруг своей звезды за 28 дней и находится между планетами c и d в так называемой «оптимистической обитаемой» зоне.

Ученые определяют оптимистическую обитаемую зону как диапазон расстояний от звезды, на котором в какой-то момент истории планеты могла присутствовать жидкая поверхностная вода. Эта область простирается по обе стороны от консервативной обитаемой зоны, где исследователи предполагают, что жидкая вода может существовать на протяжении большей части жизни планеты. TOI 700 d вращается именно в этой зоне.

По словам Гилберта, дальнейшее изучение системы TOI 700 с помощью космических и наземных обсерваторий продолжается, и оно может дать дополнительные сведения об этой редкой системе.