Ученые описали самый крупный цветок, застывший в янтаре 40 миллионов лет назад

Два палеонтолога из Берлина и Вены описали обнаруженный в коллекции Федерального института наук о Земле, Берлин цветок, застывший в слитке янтаря. Цветок окаменел 40 миллионов лет назад. Его размер 28 мм. Это самый большой цветок, среди всех найденных в янтаре.
Ученые описали самый крупный цветок, застывший в янтаре 40 миллионов лет назад
Цветок в янтаре. https://www.nature.com/articles/s41598-022-24549-z/figures/1

Кусок янтаря был подобран на берегу Балтики 150 лет назад, но до сих пор не вызывал особого интереса. И вот такое открытие.

Почти 40 миллионов лет назад в хвойном лесу на берегу Балтийского моря в районе нынешнего Калининграда расцвел цветок. Капающая древесная смола покрыла его лепестки. И он окаменел.

Кусок янтаря был найден не позднее 1872 года. Он принадлежал фармацевту Ковалевскому. Вероятно, он и передал янтарь в берлинский музей. Окаменелость хранилась в коллекции Федерального института наук о Земле и природных ресурсов в Берлине (BGR) почти 150 лет, и буквально до прошлого года не вызывала особого интереса.

Ведущий автор работы Ева-Мария Садовски услышала об окаменелом цветке, официально известном как образец X4088, от коллеги. Но она решила, что он преувеличивал размеры цветка: «Он сказал мне, что однажды был в BGR и видел самый удивительный и самый большой в коллекции цветок в янтаре. Я просто не знала, что у них есть коллекция янтаря. Поэтому я спросила куратора коллекции BGR, могу ли я приехать посмотреть их коллекцию. Вот там я и нашла образец X4088».

Цветок ждал свои минуты славы 40 миллионов лет и дождался

Symplocos kowalewskii. Образец янтаря

Палеонтологи подробно исследовали и описали находку. Диаметр цветка 28 миллиметров. Это самый большой известный цветок, окаменевший в янтаре, — в три раза больше, чем аналогичные окаменелости. Ученые извлекли и исследовали пыльцу из янтаря. Садовски говорит: «Первоначальным родовым названием этого экземпляра было Stewartia из семейства растений Theaceae. Но в нашем исследовании мы смогли показать, что это неверно, в основном, опираясь на морфологию пыльцы».

Окаменевший цветок тесно связан с родом современных растений, распространенных в Азии и известных как Symplocos: это кустарники или деревья с белыми или желтыми цветами. Первоначально цветок был назван Stewartia kowalewskii (по имени нашедшего его фармацевта), но авторы работы предлагают новое название — Symplocos kowalewskii. Оно сохраняет имя, но более точно морфологически.