У древних сибирских народов обнаружены гены индейцев Северной Америки

Международная команда ученых, которую возглавили Институт Макса Планка, Лейпциг и Алтайский университет, Барнаул проанализировала ископаемые геномы охотников-собирателей, живших 7500 лет назад на Алтае. Ученые нашли в ископаемых останках гены жителей многих регионов Сибири и даже индейцев Северной Америки. Работа показала, что уже древние времена мобильность охотников-собирателей в Сибири была высокой.
У древних сибирских народов обнаружены гены индейцев Северной Америки
Череп, алтайского охотника-собирателя. Фото Сергея Семенова

Хорошо известно, что заселение Америки происходило из Сибири через Берингов пролив. Теперь выясняется, что был и обратный поток — из Америки на Камчатку, и даже в Сибирь

То, что люди заселяли Америку через Берингов пролив из Северной Азии — хорошо известное явление в ранней истории человечества.

Теперь международная группа ученых, которую возглавили генетики из Института Макса Планка в Лейпциге и Алтайского государственного университета в Барнауле, опубликовала работу, в которой описаны геномы десяти человек, живших не позднее 7500 лет назад на Алтае. Это исследование показало потоки генов, которые двигались из Северной Америки в Северную Азию.

Группу охотников-собирателей жила в неолитическом Алтае-Саянском регионе недалеко от того места, где сходятся Россия, Китай, Монголия и Казахстан. Генетические данные показывают, что они были потомками как палеосибирских, так и древних североазиатских людей. И это еще не все.

Алтай — перекресток миграций

Ведущий автор работы Казимо Пост отмечает, что этот регион имеет важнейшее значение в истории человечества. Это перекресток, где на протяжении тысячелетий встречались люди, двигавшиеся из Северной Сибири, Центральной и Восточной Азии.

Могила «шамана». Фото
Могила «шамана»
Фото Надежды Степановой. Сибирское отделение академии наук. Новосибирск

Пост и его коллеги показали, что обнаруженный ими уникальный генофонд может служить источником сразу для нескольких популяций Северной и Средней Азии, Восточной Сибири, в том числе охотников-собирателей озера Байкал.

Ученые нашли у алтае-саянского человека генетический след, характерный для неолитических охотников-собирателей Дальнего Востока России. А на Дальнем Востоке ученые нашли 7000-летние останки, связанные с популяцией Дзёмон, что указывает на возможную связь жителей Алтая с группами охотников-собирателей Японского архипелага.

Генетические данные также согласуются с несколькими фазами потока генов из Северной Америки в северо-восточную Азию. Жители Северной Америки достигли не только полуострова Камчатка, но и Центральной Сибири.

Ископаемые геномы, собранные на Алтае, показывают, что в Сибири и Северной Азии уже 10 000 лет назад связи между различными группами охотников-собирателей были тесными, причем активный генетический обмен происходил на огромных географических расстояниях. «Это говорит о том, что миграции и скрещивания даже далеких популяций были, скорее, нормой, а не исключением и для древних сообществ», — говорит Пост.