Космическая связь: как ученые поймали сигнал из далекой галактики на расстоянии почти 9 миллиардов световых лет

Что же рассказал ученым этот удивительный космический сигнал?

Гигантский телескоп смог обнаружить сигнал из далекой-далекой галактики. Но пришел он, увы, не от пришельцев, а от атомов водорода.

Водород является ключевым строительным блоком космоса. Независимо от того, разделен ли оно до заряженного ядра или собран в молекулу, природа его присутствия может многое рассказать вам об особенностях Вселенной в самых больших масштабах. По этой причине астрономы очень заинтересованы в обнаружении сигналов от этого элемента, где бы он ни находился.

Самый далекий от Земли сигнал водорода

Гигантский метроволновой радиотелескоп (GMRT) в Индии принял сигнал водорода с обратным временем – временем между излучением света и его обнаружением – в 8,8 миллиардов лет. Это дает нам захватывающее представление о некоторых из самых ранних моментов во Вселенной, возраст которой в настоящее время оценивается примерно в 13,8 миллиарда лет.

В этом случае радиосигнал, излучаемый атомарным водородом, представляет собой световую волну длиной 21 сантиметр. Длинные волны не очень энергичны, а свет не интенсивен, что затрудняет его обнаружение на расстоянии. Предыдущий рекорд расстояния составил всего 4,4 миллиарда лет.

Из-за огромного расстояния, которое сигнал преодолел до того, как был перехвачен GMRT, 21-сантиметровая линия излучения была растянута за счет расширения пространства до 48 сантиметров. Все благодаря явлению, называемому красным смещением света.

Команда использовала гравитационное линзирование для обнаружения сигнала, который исходит от далекой звездообразующей галактики под названием SDSSJ0826+5630. Гравитационное линзирование — это когда свет усиливается за счет искривления пространства, окружающего массивный объект, который находится между нашими телескопами и источником излучения.

Результаты исследования этого сигнала «откроют новые захватывающие возможности для изучения космической эволюции нейтрального газа с помощью существующих и будущих низкочастотных радиотелескопов в ближайшем будущем», — пишут исследователи в своей опубликованной статье.