Диалог между враждующими людьми нужно начинать с тренировки мозга
Люди могут понять друг друга, если они этого действительно хотят
Ученые из Центра развития социальной неврологии Университета Рейхмана, Герцлия, Израиль изучили, возможно ли перестроить отношения подростков из поляризованных групп в обществе, которое переживает конфликт. Можно ли изменить реакции мозга участников конфликтующих групп так, чтобы улучшения отношений сохранились со временем? Ученые утверждают, что это возможно.
В условиях эскалации конфликтов между группами населения возникает острая необходимость в разработке научно обоснованных методов смягчения ненависти и агрессии, воспитания эмпатии и выстраивания диалога между группами молодежи, взрослеющей в реальности многолетнего конфликта.
Метод, разработанный психологами, основан на новых взглядах на нейробиологию, особенно на социальную нейронауку. Он основан на долгосрочных исследованиях, проведенных в лаборатории по «биологии любви и ненависти».
Инструменты диалога
Психологи разработали систему выстраивания диалога между еврейскими и арабскими подростками и изучили ее влияние на нервные и гормональные реакции и коммуникативное поведение.
Основной стала работа в совместных группах. Она состояла из восьми встреч между еврейскими и арабскими подростками.
Каждое собрание длилось около двух с половиной часов и проводилось группами по двенадцать мальчиков и девочек, шесть из которых были евреями, а шесть — арабами. Сессии вели два психолога, — один еврей и один араб, оба с большим опытом работы в совместных еврейско-арабских группах. Каждая встреча начиналась (и заканчивалась) групповым ритуалом (знакомые всем песни, движения, упражнения и т. д.), который снимал напряжение и заставлял группу биологически и поведенчески объединяться в одну био-поведенческую единицу.
После этого объявлялась тема встречи. Группа разделялась на пары или группы по четыре человека, в которые входили и евреи и арабы. Подростки вместе работали над конкретными заданиями в рамках объявленной темы.
Психологи старались добиться от участников умения выстраивать диалог, уважительный по отношению друг к другу (даже если они не были согласны со взглядами оппонента), способности проявлять эмпатию и стремления понять поведенческие и психические препятствия для диалога (чтобы их по возможности преодолеть).
Было принято сознательное решение избегать любых дискуссий, касающихся еврейско-арабского конфликта, разговоров о том, «кто прав» и «кто виноват». Но если эти темы все-таки поднимались, основное внимание психологи уделяли поведенческим техникам ведения дискуссии, старались напомнить каждому участнику о необходимости учитывать обе точки зрения, даже если он всем сердцем верил в свою правоту.
Ведущий автор работы профессор Рут Фельдман говорит: «Результаты нашего исследования показали, что у подростков, принявших участие в эксперименте, наблюдались широкие и многомерные бионейроповеденческие изменения. Эти изменения сохранялись в течение многих лет. Исследование демонстрирует, что управляемый диалог, ведущий к поведенческой согласованности в группах, вовлеченных в затяжной конфликт, стимулирует эмпатическую реакцию мозга, ослабляет нейронную основу предрассудков, снижает реакцию кортизола (стресс), повышает уровень окситоцина (любовь) и формирует межличностные взаимодействия, которые являются менее враждебными».
Согласно проведенному тестированию, эти изменения сохранились даже через семь лет. Молодые люди выработали более терпимое отношение к другим и сохранили веру в возможность диалога.