Как делали мумии. Ученые реконструировали методы древнеегипетской похоронной мастерской

Международная команда археологов описала древнеегипетскую мастерскую для бальзамирования мумий. Мастерская найдена в подземной комнате в некрополе в Саккаре, Египет. Ученые обнаружили целый набор сосудов с написанными на них инструкциями древнему мастеру. Химический анализ остатков веществ на стенках сосудов позволил ученым реконструировать процесс бальзамирования.
Процесс бальзамирования в Саккаре, Египет. Реконструкция Nikola Nevenov

Находка позволила археологам буквально увидеть древнеегипетских бальзамировщиков за работой

Исследование, проведенное международной командой археологов, основано на редкой археологической находке: ученые обнаружили мастерскую по бальзамированию, которой примерно 2500 лет. В мастерской нашли целый набор глиняных горшков и горшочков с надписями. Это короткие инструкции, что именно нужно делать с составом, содержащимся в горшочке.

Сопоставив надписи на сосудах и химический состав остатков содержимого, исследователи восстановили набор «рецептов», которые помогали сохранять тела на протяжении тысячелетий.

Рецепты показали, что бальзамировщики обладали глубокими познаниями, какие вещества могут сохранить тела умерших. Ученые обнаружили материалы из самых отдаленных уголков древнего мира, которые были в Египте очень дороги. Это означает, что египтяне шли на многое, чтобы сделать мумии своих близких идеальными и хорошо их подготовить к вечной жизни.

Мастерская бальзамировщика

Подземная мастерская была обнаружена в 2016 году. Она расположена в знаменитых могильниках Саккары. По словам Салимы Икрам, египтолога из Американского университета в Каире, после высушивания тела солями, что, вероятно, происходило над землей, бальзамировщики уносили тела вниз.

«Это была последняя фаза трансформации, когда проводились тайные религиозные обряды», — говорит Икрам. — «Люди распевали заклинания и гимны, пока мумию заворачивали и смазывали смолой».

Жрец в погребальной комнате.
Жрец (слева) в погребальной комнате. Реконструкция
Nikola Nevenov

Археологи давно занимаются восстановлением процесса бальзамирования в Древнем Египте. О некоторых веществах, которые использовались на последних этапах подготовки мумии, ученые знают по химическим анализам мумий и из древних текстов. Но было много неясного, говорит старший автор работы Филипп Стокхаммер, археолог из Университета Людвига-Максимилиана в Германии.

Словарь с горшках и горшочках

Набор сосудов из погребальной мастерской
Набор сосудов из погребальной мастерской в Саккаре
M. Abdelghaffar/Saqqara Saite Tombs Project, University of Tübingen

Столмахер говорит: возьмите слово «антиу», которое встречается во многих египетских текстах, но мы не знали, что оно значит. При раскопках мастерской ученые обнаружили несколько сосудов с надписью «антиу». Они содержали смесь различных веществ, включая животный жир, кедровое масло и смолу можжевельника.

Антиу и вещества, найденные в других кувшинах, обладают ключевыми свойствами, которые необходимы для сохранности мумии

Растительные масла защищали от бактерий и грибков. и улучшали запах. Твердые материалы, такие как пчелиный воск, использовались для обработки желудка и кожи и предотвращали попадание воды в тело.

Некоторые вещества привозили издалека, например, даммар и элеми. Эти смолы доставляли из влажных тропических лесов Юго-Восточной Азии. В других местах их найти невозможно. Значит египтяне торговали и с Юго-Восточной Азией. Это показывает, что египтяне прилагали очень серьезные усилия, чтобы получить самые эффективные материалы для бальзамирования.