Дети лучше распознают эмоции на слух, чем зрительно
Если вы хотите сделать ребенку посещение стоматолога максимально комфортным, включите ему веселую музыку
Исследование, проведенное на факультете психологии Университета Дарема, сосредоточено на так называемом «детском слуховом доминировании». Суть этого явления в том, что дети в первую очередь реагируют на то, что слышат, а не на то, что видят.
В исследовании ученые показывают, как слуховое доминирование в отношении распознавания эмоций у маленьких детей проявляется при прослушивании музыки.
Если ребенку показать снимок грустного человека, он правильно распознает эмоцию. Но если эту картинку сопровождать веселой музыкой, ребенок начинает ошибаться: грустное лицо для него становится веселым. Ученые считают, что этот эффект восприятия можно использовать с большой пользой для сохранения эмоционального состояния самого ребенка.
Слуховое доминирование
В исследовании приняли участие добровольцы трех возрастных категорий: 5-7 лет, 8-11 и старше 18 лет.
Каждой группе показывали несколько размытые снимки людей, со счастливыми или встревоженными лицами. В это же время проигрывались короткие эмоциональные музыкальные фрагменты веселой или тревожной музыки.
Дети значительно хуже распознавали эмоции на изображении, если музыка эмоционально противоречила изображению. Например, дети распознавали без музыки изображение встревоженного человека как встревоженное в более чем в 80% случаев. Но этот показатель снизился до менее 60%, когда они одновременно со встревоженным изображением слышали веселую музыку.
Музыка многое меняет
Ученые отмечают, что мы склонны уделять много внимания тому, что дети видят. Но может быть, более важным с точки зрения их эмоционального состояния является то, что они слышат.
Выводы ученых могут помочь родителям в использовании музыки, как средства положительного эмоционального воздействия на ребенка. Оптимистичная музыка может помочь детям сформировать позитивную эмоциональную ассоциацию в потенциально стрессовой ситуацией, например, при визите к стоматологу. Музыка может помочь даже с выполнением таких рутинных задач, как домашнее задание.
Команда Дарема теперь хочет выяснить, как дети понимают эмоции персонажей в рассказах, когда мы им читаем. Что будет если прочитать веселый рассказ печальным голосом? Скорее всего, это вызовет у ребенка некоторый сбой в понимании. Но это еще предстоит проверить.