Астрофизики построили модель падения Челябинского метеорита

Утром 15 февраля 2013 года небольшой астероид взорвался над Челябинском. Он вызвал ударную волну и звуковой удар и повредил здания. Около 1200 человек получили ранения. Десять лет спустя, ученые из программы планетарной защиты Ливерморской национальной лаборатории Лоуренса (LLNL) опубликовали подробности своего исследования взрыва и реконструкцию падения метеорита в 3D-анимации.
Астрофизики построили модель падения Челябинского метеорита
Процесс распада Челябинского метеорита. 2D-модель. LLNL Planetary Defense program

Метеориты и астероиды периодически падают на Землю. И к этому надо быть готовыми

Утром 15 февраля 2013 года небольшой астероид взорвался над Челябинском. Образовавшийся метеор диаметром около 20 метров (примерно размером с шестиэтажное здание) стал одним из крупнейших метеоров, расколовшихся в атмосфере Земли за более чем сто лет. Он вызвал ударную волну и звуковой удар и повредил здания. Около 1200 человек получили ранения.

Десять лет спустя ученые из программы планетарной защиты Ливерморской национальной лаборатории Лоуренса (LLNL) публикуют подробности своего исследования. Команда построила модель разрушения Челябинского метеорита в атмосфере.

Хотя Челябинское событие изучалось различными исследовательскими организациями, ученые LLNL первыми смоделировали Челябинский метеор в Full-3D, учитывая материал, собранный на месте падения. В отличие от исторических метеоритов, взрыв в 2013 года был записан на мобильные телефоны и камеры видеонаблюдения с разных ракурсов, а 500-килограммовый фрагмент был извлечен из озера Чебаркуль вскоре после удара.

Модель, которая точно соответствует наблюдаемым событиям и предполагает, что объект был монолитным куском скалы.

Full-3D-моделирование распада Челябинского метеорита в атмосфере Земли. Разрушение начинается в задней части объекта. Затем трещина распространяется вперед и, в конечном итоге, объект распадается на три фрагмента. Дальше фрагменты начинают разрушаться. LLNL Planetary Defense, YouTube

Лучшее понимание процесса распада может быть использовано для построения более совершенных статистических моделей риска, связанного с астероидами челябинского класса. Долгосрочная цель исследования в том, чтобы использовать построенные модели для оценки последствий будущего метеорного явления и прогнозирования регионов, которые могут пострадать.

«За последние годы наша способность обнаруживать небольшие астероиды значительно улучшилась», — сказал соавтор работы Коди Раскин. — «Если мы сможем вовремя увидеть небольшой астероид, приближающийся к Земле, то запустим нашу модель и сообщим властям о потенциальном риске. Это что-то вроде карты приближающегося урагана. И это может спасти много жизней».