К лонг-ковиду приводит изменение структуры генома в наших клетках

У людей, инфицированных SARS-CoV-2 — вирусом, вызывающим COVID-19, происходят изменения в структуре генома. Эти изменения не только влияют на иммунную систему, но и приводят к длительным осложениям после острого заболевания COVID-19. К такому выводу пришли ученые из Университета Техаса, Хьюстон.
К лонг-ковиду приводит изменение структуры генома в наших клетках
Хромосома. Public Domain

Коронавирус не встраивается в геном, но, оказывается, он меняет его форму

У людей, инфицированных SARS-CoV-2, вирусом, вызывающим COVID-19, наблюдают изменения в структуре генома. В такому выводу пришли ученые из Университета Техаса, Хьюстон.

Генетические материалы в наших клетках хранятся в структуре, называемой хроматином. Ученые знают, что некоторые вирусы захватывают или изменяют наш хроматин, чтобы успешно размножаться в клетках. Может ли SARS-CoV-2 влиять на наш хроматин до сих пор было неизвестно. В новом исследовании ученые описали изменения архитектуры хроматина в клетках человека после заражения COVID-19.

«Мы обнаружили, что многие хроматиновые архитектуры нормальной клетки оказываются деорганизованными после инфекции. Например, существует тип архитектуры хроматина, называемый A/B компартментами, который можно сравнить с инь и ян частями нашего хроматина. После заражения SARS-CoV-2 мы обнаружили, что инь- и ян-части хроматина теряют свои нормальные формы и начинают смешиваться. Такое смешение приводит к изменению некоторых ключевых генов в инфицированных клетках, в том числе важнейшего гена воспаления, интерлейкина-6, который может вызвать цитокиновый шторм у тяжелых пациентов с COVID-19», — говорит ведущий автор работы Вэньбо Ли.

Как коронавирус ломает геном

SARS-CoV-2
SARS-CoV-2 — вирус COVID-19
CDC

«Известно, что изменения хроматина оказывают долгосрочное влияние на экспрессию генов и фенотипы. Поэтому наше открытие позволяет объяснить причины лонг-ковид», — говорит соавтор работы Сяои Юань.

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, почти каждый пятый американец, инфицированный вирусом COVID-19, все еще страдает от симптомов лонг-ковид даже спустя несколько месяцев после выздоровления от острой инфекции.

Исследователи надеются, что полученные результаты помогут лечению долгосрочных последствий вируса. "Это исследование прояснило для нас, как SARS-CoV-2 изменяет наш хроматин. Теперь необходимо исследовать этот процесс как на клеточных и животных моделях, так и с использованием образцов клеток пациентов с COVID-19. Если мы четко увидим как действует вирус, мы сможем предложить терапевтические стратегии для защиты нашего хроматина и более эффективной борьбы с этим вирусом», — говорит Ли.