Детская анемия была настоящим бедствием в древнем Египте

Группа палеопатологов и медицинских экспертов из Германии, США и Италии обнаружила, что у мумифицированных древнеегипетских детей часто встречалась анемия. Ученые подвергли 21 мумию компьютерной томографии для изучения скелета. В результате анемия была обнаружена у каждого третьего ребенка. Вероятно, она была вызвана недоеданием.
Детская анемия была настоящим бедствием в древнем Египте
Public Domain

Наиболее вероятной причиной анемии ученые называют недостаток питательных веществ: дети постоянно недоедали

Группа палеопатологов и медицинских экспертов из Германии, США и Италии обнаружила, что у мумифицированных древнеегипетских детей часто встречалась анемия. Ученые подвергли останки детей из Древнего Египта компьютерной томографии для изучения их скелета.

Исследовательская группа сосредоточила свои усилия на детях, которые умерли, не достигнув совершеннолетия, и были мумифицированы. Современные методы исследования позволяют не разворачивать повязки, использовавшиеся в процессе мумификации, а просвечивать их разными видами излучения.

В новой работе исследователи провели компьютерную томографию 21 детской мумии (в возрасте от 1 до 14 лет). Мумификация относятся ко II — I векам до нашей эры (период поздних Птолемеев — раннего Рима). При этом у семи детей они обнаружили признаки патологического увеличения свода черепа — части черепа, в которой находится мозг. Такое увеличение обычно связано с анемией.

Измерение толщины свода черепа
10.1002/oa.3227

Анемия часто вызывается недоеданием. Нехватка питательных веществ приводит к снижению производства красных кровяных телец, в результате в мозг и другие части тела, включая кости, получают недостаточно кислорода. Люди с анемией обычно страдают и от других проблем, таких как дефицит железа, кровотечения в желудочно-кишечном тракте, воспаления и хронические инфекции из-за ослабленной иммунной системы. По результатам компьютерной томографии невозможно определить, была ли только анемия причиной смерти детей, но исследовательская группа предполагает, что это заболевание стало одним из решающих факторов.

Команда также обнаружила ребенка, страдавшего талассемией, при которой организм не может вырабатывать гемоглобин. Этот ребенок прожил меньше года и почти наверняка погиб от многочисленных симптомов, связанных с этим заболеванием.