Инопланетяне с близких звезд узнают нашу цивилизацию по излучению сотовых вышек

Ученые из Манчестерского университета и Университета Маврикия смоделировали утечку радиосигналов от вышек сотовой связи, чтобы определить, могут ли ее зарегистрировать инопланетные цивилизации, расположенные у ближайших звезд. Например, у звезды Барнарда, находящейся в 6 световых годах от Земли. Вероятно, могут и уже сегодня. А завтра — наверняка, потому радиоизлучение Земли будет только расти.
Инопланетяне с близких звезд узнают нашу цивилизацию по излучению сотовых вышек
Карта сотовых вышек. Их 30 миллионов. DOI: 10.1093/mnras/stad378

С постепенным сокращением эфирного телевещания показалось, что Земля не так сильно «светится в радиодиапазоне. Но не тут-то было

Ученые из Манчестерского университета и Университета Маврикия смоделировали утечку радиосигналов от вышек мобильной связи, чтобы определить, могут ли ее зарегистрировать инопланетные цивилизации, расположенные у ближайших звезд. Например, у звезды Барнарда, находящейся в 6 световых годах от Земли.

Исследование показало, что цивилизации, несколько более технологически развитые, чем земляне, действительно могут обнаружить сегодняшний уровень утечки радиосигнала от мобильных вышек на Земли. Причем по мере того, как мы продвигаемся к все более мощным широкополосным системам, вероятность обнаружения нашей цивилизации другими разумными существами только растет.

Диаграмма направленности типичной антенны мобильной вышки
Диаграмма направленности типичной антенны сотовой вышки
10.1093/mnras/stad378

Профессор Майк Гарретт, руководитель проекта говорит: «Многие мои коллеги предполагали, что в последние годы Земля становится все более тихой в радиодиапазоне, но я всегда оспаривал это утверждение. Хотя сегодня у нас все меньше мощных теле- и радиопередатчиков, распространение систем мобильной связи по всему миру очень велико. Каждая сотовая вышка в отдельности имеет небольшую мощность, но общий спектр миллионов таких устройств — это уже очень серьезно».

Гаррет приводит такие оценки: до конца десятилетия у нас будет более ста тысяч коммуникационных спутников на низкой околоземной орбите и выше. А Земля уже сейчас выглядит аномально яркой в радиодиапазоне. Если тенденция сохранится, нас легко обнаружит любая развитая цивилизация.

Земля в радиодиапазоне

Мобильная вышка над горизонтом

Моделирование также показало, что сигнатура мобильной радиосвязи Земли включает значительный вклад развивающихся стран, в том числе Африки. Черный континент одним махом, минуя проводную телефонию, сразу перешел от почти полного отсутствия связи и развернутой сети мобильных вышек.

Доктор Налини Хиралалл-Иссур из Университета Маврикия говорит: «Каждый день мы узнаем все больше о характеристиках экзопланет благодаря таким космическим миссиям, как "Кеплер", TESS и, конечно, "Джеймс Уэбб". Я считаю, что высоки шансы, что где-то там существуют развитые цивилизации, и некоторые из них наверняка способны наблюдать радиоизлучение, исходящее от планеты Земля».

В дальнейшем исследовательская группа намерена расширить свои исследования, включив в них и другие источники радиоизлучения Земли, такие как мощные гражданские и военные радары, новые системы цифрового вещания, сети Wi-Fi, отдельные мобильные телефоны и рой спутниковых группировок, запускаемых сейчас на низкую околоземную орбиту, как, например, система Starlink Илона Маска. Все это только повысит оценку интенсивности радиоизлучения Земли и снизит требования к системам наблюдения. В общем, Землю в радиодиапазоне уже видно хорошо.

А у звезды Барнарда есть планета. Правда, жизнь на ней маловероятна — там холодновато: -170 градусов по Цельсию.