300 000 лет найденным в Германии следам слона, носорога и человека

Международная исследовательская группа под руководством ученых из Тюбингенского университета представила самые ранние отпечатки ног гоминина, известные на территории Германии. Следы были обнаружены в комплексе палеолитических стоянок Шёнинген в Нижней Саксонии, возраст которых составляет около 300 000 лет.
300 000 лет найденным в Германии следам слона, носорога и человека
Palaeoloxodon antiquus. Ископаемый слон, обитавший в Европе 781—30 тыс. лет назад. Википедия

Палеонтологи нашли следы гейдельберского человека и следы животных на берегу мелководного озера в Нижней Саксонии. По следам восстановили целую картинку жизни людей и животных

Международная исследовательская группа под руководством ученых из Тюбингенского университета и Зенкенбергского центра эволюции человека и палеоэкологии представила самые ранние отпечатки ног гоминина, известные на территории Германии. Следы были обнаружены в комплексе палеолитических стоянок Шёнинген в Нижней Саксонии, возраст которых составляет около 300 000 лет. Следы, вероятно, принадлежат Homo heidelbergensis. Они окружены следами животных, в том числе слонов и носорогов.

В прозрачном березовом и сосновом лесу, поросшем травой, расположено озеро длиной несколько километров и шириной несколько сотен метров. На его илистых берегах собираются стада слонов, носорогов и копытных, чтобы напиться и искупаться. Посреди этого пейзажа стоит небольшая семья «гейдельбергских людей», — давно вымершего вида гоминин.

«Возможно, так выглядел Шёнинген 300 000 лет назад», — говорит ведущий автор работы доктор Флавио Альтамура, — «Мы восстановили эту картину, когда провели детальное исследование ископаемых следов. Следы, оставшиеся в окаменевшей почве, и результаты, полученные после исследования отложений, археологического, палеонтологического и палеоботанического анализа, дают представление о среде и о млекопитающих, которые когда-то обитали в этой местности».

Ископаемые следы с места Schöningen 13 II-2 Untere Berme.
University of Tübingen

Люди, слоны и носороги 300 тысяч лет назад

Следы оставлены молодыми людьми, которые использовали озеро и его ресурсы для жизни небольшой группы, вероятно, одной семьи. «В зависимости от сезона вокруг озера можно было найти растения, фрукты, листья, побеги и грибы. Наши результаты подтверждают, что этот вымерший вид людей обитал на берегах мелких озер или рек», — говорит Альтамура.

Следы в Шёнингене дают представление о повседневной жизни семьи, о поведении и социальном составе групп гомининов, и о взаимодействии со стадами слонов и других млекопитающих. «Судя по тому, что среди найденных следов есть следы детей и подростков, это, скорее всего, был семейный поход за водой и растительной пищей, а не группа взрослых охотников», — говорит палеонтолог.

След гейдельбергского человека
University of Tübingen

В дополнение к человеческим следам команда проанализировала многочисленные следы слонов, относящихся к вымершему виду Palaeoloxodon antiquus - слонам с прямыми бивнями. Этот вид в то время был самым крупным сухопутным животным, а вес тела взрослых самцов достигал 13 тонн.

«Следы слонов, обнаруженные нами в Шёнингене, достигают впечатляющей длины — 55 сантиметров. Мы также обнаружили в отпечатках фрагменты дерева, которые животные вдавили в мягкую в тот момент почву», — говорит доктор Жорди Серанжели, руководитель раскопок в Шёнингене. — «Здесь есть и один след носорога — Stephanorhinus kirchbergensis или Stephanorhinus hemitoechus — который является самым ранним следом этих плейстоценовых видов, когда-либо найденным в Европе».