Обнаружены муравьи, которые жалят как змеи и скорпионы

Исследователи Квинслендского университета впервые показали, что некоторые из самых болезненных в мире муравьиных укусов действуют на нервную систему, подобно яду змей и скорпионов.
Обнаружены муравьи, которые жалят как змеи и скорпионы
Муравей-пуля. Sam Robinson, Institute for Molecular Bioscience, UQ

Муравьиные укусы неприятны, но обычно проходят быстро и бесследно. Но оказывается так бывает не со всеми муравьями: некоторые выделят при укусе настоящие нейротоксины

Ученые обнаружили нейротоксины муравьев, изучая австралийского зеленого муравья и южноамериканского муравья-пули (bullet ant), укусы которых вызывают длительную боль.

«Мы показали, что яды этих муравьев нацелены на наши нервные клетки, которые посылают болевые сигналы», — говорит соавтор работы доктор Робинсон. — «Обычно натриевые каналы в этих сенсорных нейронах открываются лишь на короткое время в ответ на раздражитель. Мы обнаружили, что муравьиные токсины связываются с натриевыми каналами и заставляют их оставаться открытыми и активными, что приводит к длительному болевому сигналу».

Ученый говорит: «Укус муравья-пули может быть болезненным до 12 часов, и это глубокая сверлящая боль, которую вы чувствуете в костях, с потоотделением и мурашками, совсем не похожая на 10-минутное воздействие типичного укуса пчелы. У нас в Австралии нет муравьев-пуль, но наш зеленый муравей (или зеленоголовый муравей) также может вызывать длительную боль, и многие австралийцы с этим сталкивались».

Доктор Джастин Шмидт, американский энтомолог, создавший индекс боли при укусе жалящих насекомых, назвал муравья-пулю самым болезненным насекомым в мире.

Доктор Робинсон говорит, что исследование того, как работает боль, может помочь разработать новые способы ее лечения.

«Мы хотим понять боль на молекулярном уровне», — говорит ученый. — «Эти нейротоксины, воздействующие на натриевые каналы, уникальны для муравьев, никто не нашел ничего, что действовало бы так же, так что теперь у нас есть новый набор инструментов для работы».

Муравьи разработали свои защитные нейротоксины, чтобы защищаться от хищников еще во времена динозавров, и с тех пор стали одной из самых успешных групп животных на Земле.