Ученые нашли нейроны, которые регулируют уровень сахара в крови. Новые возможности лечения диабета

Нейробиологи Университета Вашингтона обнаружили нейроны в головном мозге, которые реагируют на изменения уровня сахара в крови. По мнению авторов исследования, это позволит исследователям и врачам лучше понять, как наш мозг регулирует уровень сахара в крови, и, возможно, научиться воздействовать на него терапевтически для лечения таких метаболических заболеваний, как диабет и ожирение.
Public Domain

Еще совсем недавно мозг вызывал интерес почти исключительно, как источник нашего интеллекта. Но выясняется, что это важная, но не единственная его роль. Он еще управляет нашим сложнейшим организмом.

Нейробиологи Университета Вашингтона обнаружили нейроны в головном мозге, которые реагируют на изменения уровня сахара в крови. По мнению авторов исследования, понимание того, как работает эта система позволит исследователям и врачам лучше понять, как наш мозг регулирует уровень сахара в крови, и, возможно, научиться воздействовать на него терапевтически для лечения таких метаболических заболеваний, как диабет и ожирение.

Доктор Майкл Шварц говорит: «Целая сеть нейронов, расположенных в гипоталамусе, может "замерить" сахар в кровотоке и отреагировать на него, аналогично клеткам поджелудочной железы, выделяющим инсулин».

Ученые смогли в режиме реального времени отслеживать как уровень сахара в крови, так и активность нейронов в гипоталамусе мышей, находящихся в сознании. Было обнаружено, что при повышении уровня сахара активность этого подмножества нейронов быстро снижается.

Исследователи предполагают, что эти нейроны реагируют на изменение уровня сахара именно в сердечно-сосудистой системе, регистрируемое сенсорными нейронами (а не на уровень сахара в мозге, который изменяется гораздо медленнее), отметил Шварц. Затем эта сенсорная информация передается в одну или несколько нейроцепей, контролирующих уровень сахара в крови совместно с поджелудочной железой, которая вырабатывает инсулин для организма.

Как мы научим нейроны бороться с диабетом и ожирением

Схема работы нейронов, контролирующих сахар в крови

С клинической точки зрения это очень важно, поскольку при лечении пациентов с диабетом врачи часто обнаруживают, что организм активно поддерживает повышенный уровень сахара в крови, предположительно «потому, что именно таким, по мнению мозга, должен быть этот уровень», — говорит Шварц.

«Например, если нормальный уровень сахара в крови составляет 100, то у пациента с диабетом он вполне может быть выше 300», — уточняет ученый. — «Если он находился на таком повышенном уровне в течение нескольких дней или недель, и если вы внезапно снизите его до 100, мозг решит, что это слишком мало, и попытается снова повысить уровень сахара».

Эти данные говорят о том, что диабет связан с нарушением способности мозга определять уровень сахара в крови и позволяют предположить, что в будущем устранение этого дефекта терапевтическими методами позволит мозгу контролировать уровень сахара в крови более адекватным образом.