Теперь мы знаем, как древнеегипетский мастер менял и уточнял портрет Рамсеса II

Ученые Университета Сорбонны с помощью портативного рентгеновского сканера провели анализ древнеегипетских изображений в Фиванском некрополе близ реки Нил. Картины относятся к периоду Рамсеса II около 1100 года до н.э. Анализ позволил выявить состав красок, последовательность наложения слоев и показал изменения, внесенные в древние картины по мере их создания древнеегипетскими мастерами.
Теперь мы знаем, как древнеегипетский мастер менял и уточнял портрет Рамсеса II
Портрет Рамсеса II в гробнице Нахтамуна, начальника алтаря в Рамессеуме (гробница TT 341, возможно, XX династия, около 1100 г. до н.э.). Martinez et al.

Большинство исследований древнеегипетских росписей проводится в музеях и лабораториях. И вот ученые попробовали работать прямо на месте. Выяснилось много интересного.

Ученые Университетов Сорбонны и Льежа с помощью портативных рентгеновских сканеров провели визуализацию и анализ древнеегипетских изображений в гробницах Фиванского некрополя близ реки Нил. Картины относятся к периоду Рамсеса II около 1100 года до н.э. Анализ позволил выявить состав красок, последовательность наложения слоев и показал изменения, внесенные в древние картины по мере их создания древнеегипетскими мастерами.

Ученые использовали метод Macro X-ray fluorescence scanning (MA-XRF), который позволяет получить информацию о химическом составе образца, расположении пятен и слоев. Метод активно используется для аутентификации картин. Важнейшее качество этого метода: он не повреждает картину или роспись.

MA-XRF-исследование росписи Рамеса II
Martinez et al., 2023, PLOS ONE

На первой картине удалось выявить изменения, внесенные в положение руки . Причина относительно небольших изменений неясна. Возможно, мастеру просто не понравилось как написана рука.

На второй картине анализ выявил многочисленные изменения короны и других царских аксессуаров на портрете Рамсеса II. Эти поправки, скорее всего, связаны с изменением символического значения предметов с течением времени.

Считается, что такие изменения в картинах — редкость для подобного искусства, однако исследователи считают, что эти находки требуют дальнейшего изучения. Остается много неясностей относительно причин и сроков наблюдаемых изменений. Исследование также доказывает возможность использования портативной технологии MA-XRF для изучения древних картин не в лаборатории, а прямо на месте.

Ученые Филипп Вальтер и Катрин Дефейт
Ученые Филипп Вальтер и Катрин Дефейт снимают и анализируют настенную роспись.
David Strivay, University of Liege

Авторы добавляют: «Эти открытия явно требуют систематизированного и более тщательного изучения картин в Египте с использованием физико-химических характеристик». Даже небольшие изменения, внесенные в изображение, могут очень многое рассказать об истории Египта и позволят увидеть ее в развитии.